К вопросу о размещении войск в «новом облике» (градостроительный аспект)
Аннотация
Обосновывается важность жилищного вопроса для обороны государства, рассмотрена взаимосвязь между расселением населения и размещением войск, сравниваются процессы проектно-планировочных работ в гражданском и военном ведомствах, выявлены негативные факторы препятствующие совершенствованию методологии размещения войск.
Ключевые слова: оптимизация ВС РФ, инфраструктура, взаимодействие с сельскохозяйственным комплексом, система научно-проектных работ, градостроительное проектирование, территориальное планирование, методология размещения.05.23.22 - Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
Процесс реформирования Вооруженных сил Российской Федерации (далее ВС РФ) обострил вопрос обеспечения жильем военнослужащих. Насущная проблема затронула внимание многих руководителей различных государственных ведомств, среди которых особенно острая ситуация сложилась в Министерстве Обороны (далее МО).
Жилищный вопрос важен для боевой готовности армии [1]. Особенно остро он стоял в 90 гг., на фоне ряда сотрясающих государство проблем («августовский путч», оба чеченские конфликта, экономический кризис 1998 г.). К настоящему времени ситуация улучшается: сегодня существуют и работают государственные программы, направленные на решение жилищной проблемы.
Но в свете оптимизации ВС МО РФ и приведения к «новому облику», требуется дополнительно к основной массе военнослужащих (далее ВС) обеспечить еще более миллиона военных постоянным местом жительства. Несмотря на приложенные усилия, темпы обеспечения жильем остаются не на прогнозируемом уровне, тем более требуемом для современного развития Российского государства.
Вопрос предоставления благоприятных условий работы и отдыха остается открытым. Тем более что обустройство в тыловом отношении для граждан РФ, проходящих службу по контракту (военнослужащих) в большей мере обуславливает качество и эффективность выполнения непосредственных задач – обороны Российского государства, защиты свободы и независимости России1.
Как в прошлом, так и в настоящем аксиомой для военных специалистов является утверждение о том, что войска, не обеспеченные в тыловом отношении, не способны в полной мере реализовать свои боевые возможности [2,3,4].
Под инфраструктурой тыла ВС РФ следует понимать комплекс заблаговременно созданных и размещенных на территории по определенным планам стационарных и мобильных военных объектов, учреждений тыла, местных производственных и складских предприятий народного хозяйства, связанных между собой и войсками всеми видами коммуникаций (транспортными, инженерными и д.р.) для обеспечения комфортных условий повседневной жизни граждан РФ, всесторонней подготовки, поддержания боеготовности (в мирное время, при переводе на военное положение, при ведении операций в ходе боевых действий ВС РФ) [5, с. 42].
В исследованиях Мухина В.И.2доказано, что существование и надлежащее выполнение задач воинскими формированиями РФ обуславливается тесным взаимодействием с сельскохозяйственным комплексом. Так же в своих трудах он проводит параллели между размещением войск и расселением (гражданского) населения на градостроительном уровне, говоря, что они адекватны. Таким образом, вполне правомочно говорить о расквартировании как особом виде расселения войск. Внимание привлекает процесс разработки и принятия решений в градостроительстве соответствующими планировочными структурами.
Говоря о гражданской практике, можно констатировать тот факт, что тут сформировалась сложная система научно-проектных работ по градостроительству, включающая широкий спектр проектно-планировочной документации на различных территориальных уровнях [6]. В масштабе России и в крупных регионах создаются схемы расселения, в которых разрабатываются стратегические вопросы расселения на весьма далекую перспективу в увязке с развитием производительных сил страны [7].
Связующее звено между Генеральной схемой расселения и генпланами городов, между народнохозяйственным планированием и градостроительным проектированием занимает районная планировка [8]. Которая, помимо основных функций выполняет так же важную связующую роль между народнохозяйственным планированием и градостроительным проектированием. Проектно-планировочные работы опираются на научно-проектные изыскания крупнейших институтов (ЦНИИП градостроительства, ЛенНИЦП градостроительства и ЛенГипрогор (институт урбанистики) и др.).
Ведущее положение в решении вопросов территориального планирования (в прошлом расселения и районной планировки), генпланов населенных мест занимает архитектор-градостроитель. Он, как правило, принимает самое активное участие в работе, связанной с анализом территории, так как комплексная интегральная оценка, не может быть осуществлена без архитектурно-планировочных знаний и соответствующих навыков, обеспечивающих решение сложных проблем в их пространственном аспекте.
Такая последовательная система обеспечения эффективности народнохозяйственных нужд позволяет сложным механизмам решения градостроительных вопросов выполнять решаемые задачи с большой эффективностью, а выявленные в процессе проблемы своевременно устранять.
С уверенностью можно констатировать тот факт, что положение дел при расквартировании войск обстоят иначе: организация научно-проектных работ по размещению и планировке военных объектов, к сожалению, не имеет такой широты и структурности. В условиях размещения сил военного округа роль архитектора-градостроителя выполняет специалист из отдела оперативного планирования штаба округа. При всей важности наличия такого специалиста для военного дела непосредственно, его работа по управлению территорией в свете проблем градостроительной политики, несомненно, будет мало эффективной, ввиду отсутствия специального образования в этой области.
Уровень расквартирования войск непосредственно связанный с условиями размещения на территории, зависит от плановых и проектных работ, обеспечивающих жизнедеятельность населения (военнослужащих, членов их семей). В свою очередь уровень разработанности разделов этих плановых и/или проектных работ, и связь между ними определяет методологию размещения войск на территории, т.е. расквартирование сил. Логика и практика уже давно объединила в единое целое науку, проектирование и строительство. На этой методологической "оси" строится градостроительное освоение территории России и мировой цивилизации.
Очевидно, что в современной России при размещении войск связь между звеньями цепи «от теории к практике» практически отсутствует.
Генеральными планами военных городков в военпроектах зачастую занимаются неспециалисты [9]. Зависимость эволюции расквартирования от внешнеполитических условий, развития комплексов вооружения приводит к отсутствию прогнозирования как такового. Причиной тому является изменение факторов влияющих на расквартирование воинских частей. Гражданское градостроительное проектирование в качестве расчетного срока принимается на 20 – 25 лет. Когда для МО РФ изменение вооружения происходит максимум за 10 лет [10]. Срок, который сопоставим лишь с этапом первой очереди, принятым для проектных решений в схемах и проектах районной планировки [11].
В современном стремительно развивающемся мире необходим точечный расчет и многогранная оценка ситуации, что в итоге позволяет наиболее качественно, планомерно решать поставленные задачи. Мероприятия расселения, районной планировки, генерального планирования для подразделений МО РФ осуществить весьма затруднительно, ввиду объективных причин. В настоящее время в структуре учреждений, организаций и специализированных органов МО, специалистов ведущих исследования в сфере размещения войск, в аспекте градостроительства не обнаруживается.
Федеральный орган3 приоритетного значения располагает лишь двумя докторами и несколькими кандидатами архитектуры. В масштабах России это ничтожно мало. Следствием чего является низкий уровень развития науки данной области.
Реформирование Вооруженных сил диктует необходимость совершенствования методологии размещения войск. Развитие методологии расквартирования предопределяет необходимость параллельного совершенствования структуры научно-проектных работ в этой области, а также подготовки кадров. В расквартировании войск интегрирующей основой выступает территория – объект планировки, постольку роль архитектора-исследователя безусловна. Архитектор, работающий в этой области, обязан не только знать градостроительство, но должен владеть основами региональной экономики, демографии, гигиены, экологии, разбираться в вопросах землеустройства, внешнего транспорта, водообеспечения и водоотведения; быть человеком широкого кругозора, свободно владеть знаниями из самых различных областей науки, так же должен уметь анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и доказывать их справедливость
Литература
- 1.Бунин М.А., Мухин В.И. Градостроительная организация гарнизонного комплекса Северо – Западного региона // ВИТУ. -Спб., 2003. – 398 с.
2.Виноградов В.В. Развитая инфраструктура тыла Вооруженных сил Российской Федерации - гарантия высокой автономности войск // Военная мысль. - 1996. - №3. - С. 62-65.
3.Исаков В. И. Экономические аспекты деятельности тыла в разрешении проблем и повышения качества жизнеобеспечения войск (сил) // Военная мысль. - 1997. - №4. - с. 29-37.
4.Шперк В. Ф. Фортификация: очерки истории развития. - М.: Воениздат 1940.- 170 с.
5.Сороченко Л.М., Одинцов В.А. Проблемы современной инфраструктуры тыла // Военная мысль. - 1992. - № 4-5. - С. 37-39.
6.Владимиров В.В. , Фомин И. Н. Основы районной планировки: - М.: Стройиздат, 1996
7.Комплексная районная планировка. / Отв. ред. В.Н. Белоусов и др. – М.: Стройиздат, 1980.
8.Абрамов М.А. Производство и сфера обслуживания размещение, взаимосвязь, комплексное развитие. – М.: Мысль, 1977
9.Хрюкин А.Н. Санкт-Петербург и архитектурно-проектный комплекс Минобороны России. // Материалы научно-практической конференции. - Сб. статей. Вып I. / ВИСИ.- СПб., 1995.
10.Мухин Г. Красная Звезда. 1983, 07.04
11.Владимиров В.В. , Фомин И. Н. Основы районной планировки: - М.: Стройиздат, 1996.