×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Обеспечение воспроизводственного развития региональной экономики с учетом системы факторов финансового, инвестиционного, потребительского и институционального характера

Аннотация

М.-Э.И. Ахмадов, Н.Н. Новоселова

В статье  проведено исследование проблем и закономерностей ресурсного, прежде всего, финансового, инвестиционного, потребительского и институционального обеспечения движущих сил воспроизводственного процесса социально-экономического развития региональных экономик. Установлено, что воспроизводственный процесс представляет собой совокупность последовательной смены состояний и действий, базирующуюся на инновационном характере, инвестиционно-потребительской, финансовой и институциональной активности, сбережении ресурсов, необходимого и прибавочного продукта, роста  производительности общественного труда.
Ключевые слова: Регион, региональная экономика, воспроизводственное развитие, факторы, качество жизни населения.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

За последние годы в Российской Федерации сформировалась территориальная экономическая среда со специфическим набором проблем, отражающих межрегиональные противоречия и диспропорции, гипертрофию воспроизводственных процессов регионов с соответствующим хроническим депрессивным состоянием, резкую и по ряду показателей усиливающуюся неравномерность достигнутого уровня экономического развития.                                            
В этих условиях обоснование и формирование региональной экономической политики, направленной на устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие территорий, затрудняется многократным расслоением субъектов Федерации по воспроизводственному уровню, прежде всего результативности экономической деятельности, финансово-инвестиционному потенциалу, качеству жизни населения. Поэтому реализация необходимых императивов и стратегий развития региональных экономик должна исходить из научного обоснования территориальных особенностей организационно-экономической и социальной практики.
В связи с задачей устранения отрицательных социально-экономических тенденций актуализируется новая парадигма развития регионов на основе роста товарного предложения и потребительского спроса, в том числе за счет бюджетной обеспеченности регионов, роста денежных доходов населения и производительности труда.
Поиск возможностей воспроизводственного развития региональных экономик диктует актуальные исследовательские задачи в обосновании факторов его обеспечения, реализация которых требует расширенных представлений не только об эффективности использования имеющихся, но и о резервах вовлечения потенциально перспективных ресурсов. Научная обоснованность базисных основ и факторов роста воспроизводственного развития региональных экономик является не только задачей перспективной, но и первостепенной, исходя из значимости проведения политики эффективной экономики, обеспечивая ее модернизацию во всех регионах страны.
Социально ориентированная направленность экономической политики, проводимой в каждом из регионов, обусловливает целесообразность научного обоснования критериев системной оценки факторов и направлений социально-экономического роста субъектов Российской Федерации. Необходим многоуровневый анализ и оценка проблем асимметрии в воспроизводственном росте и развитии регионов, что позволит выбирать наиболее оптимальные формы экономической реализации приоритетов и поэтапно продвигаться в модернизационном процессе ослабления социально-экономической поляризации регионов.
Особую исследовательскую  и необходимую в практическом решении актуальность имеет проблематика обеспечения сбалансированного воспроизводственного развития регионов, рассматриваемая с позиций специализации. Адекватная требованиям и закономерностям рынка   специализация отраслей экономики - важнейшее условие сбалансированного развития не только регионов, но экономики страны в целом. Именно с этих позиций возрастает роль и значение методологического и методического обоснования механизма создания организационной и регулирующей экономической практики регионов, наращивания их инвестиционного потенциала, определяющего пути дальнейшего обеспечения эффективности экономики.
Источником самодвижения и развития любой экономической системы являются возникающие на этапах ее функционирования диалектические  противоречия и соответствующие диспропорции, как внешние (общества и природы, организаций и экономической среды бизнеса), так и внутренние, в рамках взаимодействия противоположных сторон конкретного объекта (между развивающимся производством и растущими потребностями общества, между интересами хозяйствующих субъектов в регионах т.п.).
Экономические противоречия имеют межрегиональную форму проявления в  диспропорциях среднедушевых показателей ВРП и денежных доходов населения, численности и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, инвестиций в основной капитал и капитализации производства, федеральных дотаций и уровней самодостаточности территорий и др. В этой связи возникает соответствующая проблематика сбалансированного согласования структурных элементов той или иной экономической системы.
В воспроизводственном экономическом росте выделяется широкий спектр факторов, степень  и характер их  влияния на получаемые результаты. Систематизируя их по соответствующим признакам, можно выявить  определённые закономерности функционирования экономических систем. Экстенсивный тип воспроизводства, является первоначальным его направлением и обусловлен в большей степени количественными факторами производственного базиса.
Интенсивный  тип обусловлен воздействием комплекса факторов предложения, спроса и распределения. Факторы качественного порядка (прогресс в знаниях, новые технологии, квалификационная составляющая трудовых ресурсов, организационные усовершенствования, затраты на НИОКР и т.п.), являются определяющими в своем влиянии на интенсивный тип развития, но нельзя не учитывать и количественные факторы: фондовооруженность, динамика совокупного спроса и др. Факторы  воспроизводственного экономического роста и развития тесно взаимосвязаны и, как правило, действуют в комплексе.
Если в экономической системе рост осуществляется на основе привлечения дополнительных ресурсов или изменений во внешней среде, то его тенденции, как правило, не устойчивы и существенного влияния на повышение эффективности функционирования всей системы в целом они не оказывают. Поэтому, именно природа и специфические черты интенсивного роста в экономической системе позволяют характеризовать его как развитие.
Воспроизводственное развитие региональных социально-экономических систем включает в себя последовательную смену форм экономической деятельности и переход в качественно иное состояние на основе инноваций, активизации инвестиционных, финансовых, институциональных факторов, потребления, сбережения ресурсов, роста производительности труда.
В системе факторов и особенностей интенсивного воспроизводства особо следует выделить повышение производительности живого труда. По-нашему мнению, в реальной действительности доминантой расширенного воспроизводства является рост производительности общественного труда (чем обусловливается необходимость разработки и реализации методики его оценки), с учётом  трудовой деятельности экономически активного населения, а также основных и оборотных средств, инвестиций в основной капитал. Денежные доходы населения и доходы консолидированного бюджета, содержанием воспроизводственного процесса является финансовое обеспечение инвестиционно-потребительской парадигмы социально-экономического развития региона.
Денежные средства, используемые в том или ином регионе, формируется в рамках, с одной стороны, функционирования бюджетной сферы, с другой, коммерческой деятельности предпринимательского сектора экономики, определяя возможности системы финансового обеспечения регионов. Финансовая система региона находится во взаимосвязи с динамикой валового регионального продукта. ВРП является источником формирования доходов консолидированного бюджета, денежных доходов населения и финансов организаций, определяющих размеры банковских вкладов и финансовых вложений. Важно учитывать, что  расходы региональных консолидированных бюджетов и коммерческая деятельность предпринимательского сектора обусловливают формирование соответствующих  частей денежных доходов населения, определяя объёмы потребительских рынков. Следствием этих взаимодействий, во многом является расширенное воспроизводство валового регионального продукта.
Таким образом, воспроизводственный  характер накопленного капитала определяется системой его структурных элементов, включающих физический (в виде средств производства) и инвестиционный (в финансовые и нефинансовые активы), а также текущие расходы на производство, обращение и сбыт продукции, которые с позиций связей с результатами экономической деятельности, делятся на условно-постоянные и условно-переменные.
Кроме того, для получения дополнительной прибыли используются не только имущественные, но и нематериальные активы, например, технологии и инновации. Ценные бумаги могут быть самыми разнообразными, поэтому, с позиций инвестиционной направленности, должен быть отражён целевой характер их применения. Значительным инвестиционным потенциалом обладают банковские вклады, которые также должны быть учтены в инвестиционных возможностях.
Значимость потребительской концепции существенно выше, она до сих пор недооценена. Дело в том, что увеличение денежных доходов населения (прежде всего, за счёт оплаты труда наёмных работников и доходов от предпринимательской деятельности, которые в валовом региональном продукте РФ занимают существенно меньший удельный вес, нежели в развитых и даже многих развивающихся странах) обусловливает большие потребительские расходы в рамках активизации соответствующих рынков.
Увеличивающийся, в связи с этим, спрос приводит к большему потреблению разнообразных, в том числе, новых, товаров и услуг, что, в свою очередь, через финансовое обеспечение, воздействует на рост и развитие отраслей реального сектора региональной экономики: сельского хозяйства, промышленности и т.п.
При должном государственном регулировании, с позиций целевой направленности потребительских расходов населения на производство отечественных товаров и услуг, денежные средства (в том числе, в виде специфических пластиковых карт, прежде всего, для населения с доходами ниже прожиточного минимума, для удовлетворения потребностей и активизации спроса) через транслятор потребительского рынка реализуются в региональной экономике, приводя:
- к существенному увеличению объёмов производства и продаж товаров и услуг субъектами хозяйствования с соответствующим возможным снижением удельной себестоимости продукции;
- выходу всё большего ассортимента продукции на безубыточный уровень, с увеличением выручки и сальдированного финансового результата организаций;
- росту поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации)  с увеличением соответствующих доходов населения.
Всем этим в итоге обеспечивается необходимый, непрерывно повторяющийся, воспроизводственный цикл с последующей компенсацией предшествующих государственных расходов, адекватным социально-экономическим развитием регионов и страны в целом.
Наблюдающиеся в реальной практике взаимосвязи позволяют выявить диалектику воспроизводственного процесса, который заключается в системе частных зависимостей: валовой региональный продукт → доходы консолидированных бюджетов, вложения в основной капитал, денежные доходы населения  → потребительский рынок → валовой региональный продукт  (предыдущий ВРП во многом определяет инвестиции, доходы регионов и населения, которые через соответствующие расходы формируют потребительский рынок, во многом влияющий на   последующий валовой продукт как регионов, так и страны).
Сущностной основой социально-экономического развития региональных (национальных) экономик, расширенного воспроизводства экономического продукта является использование и (или) воссоздание во всё увеличивающихся размерах базисных производственных факторов в виде природных ресурсов, рабочей силы и капитала. В совокупности живой труд, с позиций занятых в экономике региона, и прошлый (включающий основные фонды и оборотные средства, инвестиции в основной капитал), с учётом специализации, формируют воспроизводственный потенциал региональных экономик.
При этом, живой труд в меньшей мере подвержен существенным  количественным трансформациям, тогда как капитал (которым являются ресурсы, созданные и используемые людьми для производства товаров и услуг с целью получения дополнительного дохода), как в динамике, так и в пространстве претерпевает значительные и непрерывные, как количественные, так и качественные, изменения. Воспроизводственный  характер накопленного капитала определяется системой его структурных элементов, включающих физический (в виде средств производства) и инвестиционный (в финансовые и нефинансовые активы), а также текущие расходы на производство, обращение и сбыт продукции.
Среди множества существующих подходов к определению понятия инвестиций, базовым является содержащееся в федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». При этом в нём отсутствует характеристика долгосрочности вложений, в связи с чем, под инвестициями в основной капитал как будто могут пониматься и текущие расходы, необходимые для осуществления производственной деятельности. Однако для получения дополнительной прибыли используются не только имущественные, но и нематериальные активы, например, технологии и инновации. Кроме того, ценные бумаги могут быть самыми разнообразными, поэтому, с позиций инвестиционной направленности, в определении должен быть отражён целевой характер их применения. Значительным инвестиционным потенциалом обладают банковские вклады, которые также должны быть учтены в инвестиционных возможностях.
В связи с этим, существенно дополнено и расширено понятие инвестиций, определяемое автором как долгосрочные вложения денежных средств в основной капитал, целевые банковские вклады и  ценные бумаги, технологии и инновации, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, используемые в объектах предпринимательской и (или) иной деятельности, в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Основными факторами, определяющими вложения в нефинансовые активы, прежде всего, в основной капитал, являются амортизация материально-технической базы, предшествующие инвестиции, а также валовое сбережение, в рамках использования располагаемого дохода, с соответствующим накоплением основного капитала.
Совокупность сальдированного финансового результата субъектов хозяйствования, банковских вкладов физических и юридических лиц, денежных доходов населения, финансовых вложений организаций, доходов консолидированных бюджетов в итоге формирует финансовое обеспечение субъектов Федерации, которое, в значительной мере, также используется для инвестирования.
Интегральной характеристикой, в рамках которой осуществляются не только расходы на конечное потребление домашних хозяйств и государственное управление, но и производится накопление основного капитала, является валовой региональный продукт субъектов Федерации.
Суммарный объёмы и отраслевая структура валовых региональных продуктов по базисным видам экономической деятельности (за исключением имеющих, как правило, низкий удельный вес рыболовства и рыбоводства, гостиниц и ресторанов, образования, финансовой деятельности, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг)  по Российской Федерации и федеральным округам, позволила сформулировать некоторые обобщения.
Объём производства валового регионального продукта в целом по РФ за 2009г. составляет около 38786,4 млрд. руб., по предварительным данным  2010г.- 44939,2 млрд. руб. С учётом этого показателя, характеризующего уровень развития региональной экономики, субъекты Российской Федерации можно разбить на семь групп, имеющие специфические характеристики.  В связи с оценочными значениями показателей валовых региональных продуктов за 2010г. для корректности полученных результатов при осуществлении дальнейших расчетов мы руководствовались  данными 2009г.

  1. Первая группа представлена масштабными регионами, имеющими общенациональное  (федеральное) значение, к которым относятся г. Москва (в 2009г. 7157,5 млрд. руб. или 18,5% от ВРП всей страны,  86,8% от уровня докризисного 2008г.) и Ханты-Мансийский автономный округ (соответственно, 1811,6 млрд. руб., 93,5% от уровня 2008 г.). Вместе они производят 23,0% валового регионального продукта РФ (в 2008г.- 26,3%).
  2. К очень крупным регионам Российской Федерации в ранжированном ряду относятся 16 субъектов Федерации, начиная от Московской области (1530,6 млрд. руб.) и Санкт-Петербурга (1473,4 млрд. руб.), до Ростовской области  (556,2 млрд. руб.) и Иркутской области без АО (455,5 млрд. руб.)  В совокупности эти субъекты Федерации производят 36,9% ВРП страны со средним объёмом, в расчёте на один регион, 514,5 млрд. руб.
  3. Крупные регионы РФ, производящие от 175 до 450 млрд. руб. валового регионального продукта,   представлены 14 субъектами Федерации, начиная от Новосибирской (423,9 млрд. руб.) и Оренбургской (414,5 млрд. руб.) до Владимирской (188,5 млрд. руб.) областей,  с суммарной долей в национальном производстве на уровне 14,1%. Среднерегиональный объём производства ВРП здесь составляет порядка 224 млрд. руб.
  4. Группа субъектов Федерации с объёмами ВРП от 100 до 175 млрд. руб. включает 15 регионов, начиная от Калининградской (169,9 млрд. руб.) и Курской (161,5 млрд. руб.) областей до Курганской (108,5 млрд. руб.) области и  Республики Карелия (106,2 млрд. руб.). Эти регионы производят 9,4% ВРП страны со среднерегиональным объемом около 140 млрд. руб.
  5.  Объёмы производства валового регионального продукта существенно ниже среднефедерального  уровня (от 70 до 100 млрд. руб.) характерны для 14 субъектов Федерации, начиная от Камчатского края (95,5 млрд. руб.) и  Республики Мордовия (92,9 млрд. руб.), до Псковской области (74,6  млрд. руб.), с суммарной долей ВРП в стране на уровне 5,4%. В среднем на один регион здесь приходится 86,5 млрд. руб. валового регионального продукта.
  6.  Многочисленной является группа  мелких регионов с варьированием  объёмов ВРП от 30 до 70 млрд. руб. В эти субъекты Федерации в ранжированном ряду от больших к меньшим входят 12 регионов, начиная от Республики Марий Эл (68,8 млрд. руб.) и Кабардино-Балкарской Республики (66,4 млрд. руб.) до Карачаево-Черкесской Республики (38,6 млрд. руб.) Перечисленные регионы производят 2,8% ВРП страны, при его среднерегиональном уровне в размере 52,2 млрд. руб.
  7.  К группе очень мелких регионов страны (ВРП< 30 млрд. руб.) относятся 10 субъектов Федерации, начиная от Республики Тыва (26,9 млрд. руб.) и Еврейской автономной области (25,3 млрд. руб.) до Республик Алтай и Ингушетия (с размерами ВРП 19,9 и 18,7 млрд. руб.). Они производят лишь 0,86% ВРП страны, а в среднем на один регион здесь приходится 12,8 млрд. руб. валового регионального продукта.

Нами представлена развернутая характеристика дифференциации размеров производства по федеральным округам и регионам РФ, существенно разнящиеся показателям специализации (осуществляемой в процессе проявления общего, частного и единичного разделения труда), исходя из сочетания удельных весов различных товаров и услуг в валовом региональном продукте. При этом соответствующее исследование системы и сочетания в макрорегионах Российской Федерации, сравнительная оценка структуры и соответствующих динамических трансформаций валового регионального продукта по федеральным округам РФ позволяет сделать ряд выводов, в том числе, с позиций главных и ведущих, дополнительных и подсобных отраслей.
В рамках учитываемых национальной статистикой 15 видов экономической деятельности по федеральным округам главными по данным за 2009г. являются: обрабатывающие производства в Сибирском, Приволжском и Северо-Западном,  торговля и ремонт – в Центральном и Южном, добыча полезных ископаемых – в Уральском и Дальневосточном макрорегионах. При этом, они в разной комбинации и индивидуализированных пропорциях сочетаются с другими (ведущими, дополнительными и подсобными) видами экономической деятельности.
По регионам Российской Федерации сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство превалируют в Республиках Калмыкия (31,0%) и Карачаево-Черкесской Республике (23,4%).
Добыча полезных ископаемых является главным видом экономической деятельности в Ненецком (77,4%), Ханты-Мансийском (62,2%) и Ямало-Ненецком (77,4 и 55,7%) автономных округах, Сахалинской области (55,7%).
Доля обрабатывающих производств доминирует в Липецкой области (42,8%), Вологодской области (36,6%), Омской (35,9%), Челябинской (33,4%), Новгородской (32,2%) области.
Самый высокий удельный вес строительства характерен для Республик Северного Кавказа: Дагестан (19,5%), Ингушетия (17,8%), Чеченской Республики (17,2%), а также  Республики Саха (Якутия) (16,9%).
Торговля и ремонт автотранспорта в большей мере развиваются в Москве (33,0%) и Республике Дагестан (26,1%).
Транспорт и связь является характерным видом экономической деятельности в Забайкальском крае (24,3%), Республике Бурятия (23,2%), Иркутской (21,8%) и  Амурской областях (21,4%).
Можно сделать вывод, что в этих условиях судить об уровнях специализации по округам и регионам, исходя только из удельного веса главной отрасли в валовом региональном продукте, затруднительно и некорректно, ибо, во-первых, необходимо изучение показателей  экономической деятельности, во-вторых, важным является учёт их сравнительной доходности. В связи с этим, была разработана информационная технология оценки показателей специализации региональных экономик, включающая ряд этапов расчётов в рамках скользящего, по периодам (годам, кварталам или месяцам) мониторинга. На первом этапе, исходя из имеющейся статистики, в рамках системы национальных счетов, выбирается информация по федеральным округам и субъектам Российской Федерации об объёмах и структуре валового регионального продукта за последний, отчётный, период, в данном случае за 2009г.
Логика второго этапа заключается в ранжировании по каждому конкретному региону всех видов экономической деятельности, начиная от занимающего максимальный удельный вес в валовом региональном продукте, до имеющего минимальную характеристику. Исходя из этого, осуществляется расчёт коэффициента сосредоточения форм экономической деятельности, с учётом долевых характеристик и их соответствующего ранжирования.
По Российской Федерации первый вид экономической деятельности в ранжированном ряду представлен торговлей и ремонтом (доля которого в ВРП 2009г. составляет 18,4%), а последний – пятнадцатый «рыболовством и рыбоводством» (0,3%). Расчёты показали, что в  соответствии с этими данными, коэффициент сосредоточения по РФ в целом равен 0,237, тогда как по федеральным округам он колеблется от 0,197 по Дальневосточному до 0,322 по Уральскому.
Нами выявлено, что по регионам, формирующим те или иные федеральные округа,  самые высокие и низкие коэффициенты сосредоточения отраслей характерны для: в ЦФО - Липецкой и Курской областей (0,377 и 0,213),в СЗФО - Ненецкого автономного округа и Калининградской области (0,482 и 0,188), в ЮФО-Республики Калмыкия и Краснодарский край (0,423 и 0,193), СКФО - Кабардино-Балкарской Республики и Ставропольского края (0,263 и 0,22),  в ПрФО - Оренбургской  области и Республики Марий Эл (0,313 и 0,231), в УФО - Ханты-Мансийского автономного округа и Курганской области (0,499 и 0,244), в СФО – Омской области республики Алтай (0,321 и 0,218), в ДФО - республики Якутия и Камчатской области (0,282 и 0,194).
В показателе сосредоточения отраслей, как видно из методики расчётов, учитываются имеющиеся в том или ином регионе формы экономической деятельности, с отражением их удельных весов и порядковых номеров в ранжированном ряду. Однако, нами уточнено, что различные отрасли существенно разнятся с позиций доходности. Так, в целом по РФ уровень рентабельности рыболовства и рыбоводства в 2009г. составил 4,2%, при 16,6% по обрабатывающим производствам и  30,6% по добыче полезных ископаемых. При этом, внутри последнего вида экономической деятельности окупаемость затрат в топливно-энергетическом секторе составляет 29,2%, тогда как по другим полезным ископаемым 42,4%, соответственно, в системе обрабатывающих производств, металлургическая характеризуется уровнем рентабельности 39,2%, при 3,5% - по текстильному и швейному производству.
В связи с различиями доходности конкретных отраслей, на третьем этапе исследования, осуществляется соответствующая интегрированная оценка  на основе расчёта агрегатного индекса структуры, свидетельствующего об относительных различиях доходности отраслевого производства по тому или иному региону, с учётом осуществляемых конкретных видов экономической деятельности.
Как показали наши расчёты по 2009г., он является самым высоким (1,448) по Уральскому федеральному округу, в связи с его специализацией по добыче полезных ископаемых, тогда как в Южном и Северо-Кавказском округах соответствующие характеристики равны 0,824 и 0,691. Таким образом, за счёт специализации производства различие доходности по полярным округам составляет 1,76 раз, что во многом является фактором несбалансированного развития региональных экономик и их низкой эффективности.
Максимальная  и минимальная доходность отраслевого производства наблюдается в следующих регионах: в ЦФО – Белгородской и Костромской областях  (1,109 и 0,761), в СЗФО – Ненецком автономном округе и Псковской области (1,638 и 0,813), в ЮФО – Волгоградской области и республике Калмыкия (0,956 и 0,694), в СКФО - Ставропольский край и Республика Ингушетия (0,723 и 0,289), в ПрФО – Оренбургской области и республике Марий Эл (1,466 и 0,751), в УФО – Ханты-Мансийском автономном округе и Тюменской области без АО (1,917 и 0,785), в СФО – Томской области и Агинском Бурятском автономном округе (1,277 и 0,597), в ДФО – республике Якутия и Камчатской области (1,323 и 0,628).
Коэффициент сосредоточения и агрегатный индекс структуры с разных позиций характеризуют специализацию отраслевого производства по регионам. Соответственно, на их основе, в рамках четвёртого этапа исследования, рассчитывается интегральный показатель специализации той или иной региональной экономики.
В итоге, при уровне специализации в целом по Российской Федерации за 2009г. в размере 0,237, максимальная характеристика наблюдается по Уральскому округу (0,467), при минимальных значениях по Южному (0,186) и Дальневосточному (0,188). Следовательно, полярная асимметрия специализации макрорегиональных экономик достигает 2,5 раз.
Самый высокий уровень специализации, характерный для Уральского федерального округа, обусловлен, во-первых, большим сосредоточением отраслевого производства (удельный вес добычи полезных ископаемых составляет 41,1%, тогда как максимальная доля базисного в стране вида экономической деятельности «обрабатывающие производства» по другим округам не превышает 24,3%), во-вторых, максимальным уровнем индекса структуры,  в связи с большей доходностью имеющегося набора отраслей.
В разрезе регионов, входящих в тот или иной федеральный округ РФ, самые высокие и низкие показатели специализации характерны для: Липецкой и Ивановской областей в ЦФО (0,382 и 0,171), Ненецкого автономного округа и Калининградской области в СЗФО (0,79 и 0,188), Волгоградской области и Республики Калмыкия в ЮФО (0,234 и 0,165),  Ставропольского края и Республики Ингушетия  в СКФО (0,451 и 0,111), Оренбургской области и Республики Марий Эл в ПрФО (0,459 и 0,173), Ханты-Мансийского автономного округа и Курганской области в УФО (0,956 и 0,197), Томской области и Республики Алтай в СФО (0,331 и 0,132), республики Якутия и Камчатской области в ДФО (0,35 и 0,122).
Воспроизводственное развитие региональных (национальной) экономик определяется многими факторами, в том числе, с позиций использования валового регионального продукта, расходами, которые идут на конечное потребление, прежде всего, домашних хозяйств и государственное управление, а также накопление основного капитала. В этой связи нами определено, что фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в объёмном измерении – по регионам, и в удельном – в расчёте на одного человека) является одним из важнейших показателей качества жизни населения. Нами конкретизировано, что соответствующие характеристики конечного потребления включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг, индивидуальные нерыночные услуги (в сфере здравоохранения, образования, культуры и др.) на основе государственного финансирования, продукты, получаемые домашними хозяйствами в натуральной форме в виде трансфертов. Кроме того, в расходах на питание, как важного составного элемента конечного потребления домашних хозяйств, наряду с приобретением продовольственных товаров, учитывается стоимость натуральных поступлений сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств и полученной в виде подарков.
На основе проведенного исследования можно сформулировать вывод о необходимости более полного учета сбалансированности социально-экономических показателей по федеральным округам и полярным регионам, что позволяет выявить ряд важных закономерностей:

1.  во-первых, объективные воспроизводственные возможности являются комплексным движущим фактором производства валового регионального продукта (как в объёмном, так и в удельном, в расчёте на душу населения, выражении);
 2. во-вторых, по мере роста воспроизводственного потенциала наблюдается лучшее  использование имеющихся возможностей рост производительности  труда и денежных доходов населения;
 3. в-третьих, совместное влияние всех этих составляющих сказывается на характеристиках устойчивого эффективного развития регионов, которые опять-таки больше в крупных субъектах Федерации.