×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Перспективы развития сельскохозяйственных предприятий Ростовской области и проблемы их энергообеспечения

Аннотация

П.Т. Корчагин

Дата поступления статьи: 17.01.2014

В статье рассмотрены вопросы, характеризующие состояние и развитие предприятий агропромышленного комплекса Ростовской области, представлены основные направления поддержки сельскохозяйственного сектора с помощью федеральных и региональных программ, отражены прогнозируемые мощности по производству и переработке продукции на конец действия программ. Определены потенциальные проблемы, связанные с энергообеспечением предприятий выходящих на новый уровень производства продукции, отрицательно влияющие на результаты работы программ развития АПК, предложены варианты выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: Государственная программа, развитие АПК, областная целевая программа развития, концепция, инвестиционные проекты, производство и переработка сельскохозяйственной продукции

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Современное направление развития предприятий АПК и всего сельского хозяйства страны формируется федеральными и региональными программами, разработанными на основании  принятого  Государственной Думой Российской Федерации национального проекта - «Развитие АПК», в дальнейшем трансформированного в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007г №446 (далее Государственная программа на 2008 – 2012г.) [1, 2].
Реализация проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы на 2008 – 2012г., увеличили производство сельскохозяйственной и пищевой продукции. Так в период с 2006 по 2011 годы темпы среднегодового прироста составили 4,1 и 4,5 процента соответственно для продукции пищевой и сельскохозяйственного направления. Анализ состояния сельского хозяйства при реализации программ поддержки, выявил улучшение экономики сельскохозяйственных предприятий. По отношению к прошлому пятилетию на 8 процентов увеличился валовой сбор зерна, на 40 - подсолнечника, на 46 - сахарной свеклы, так же импульс для активного развития деятельности получают крупные сельхозтоваропроизводители. К примеру, при сравнении роста производства мяса скота и птицы в 2010 году к 2006 составил 30 процентов, при этом на долю птицы приходится – 69,9 процента, а мяса свинины – 35,6 [3].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717 была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (далее - Государственная программа) [3].
Одним из основных направлений Государственной программы является устойчивое развитие сельских территорий, что в свою очередь тесно связано с уровнем жизни, занятости и благосостоянием граждан проживающих на данных территориях, что в итоге должно положительно отразиться на сохранении территориальной целостности и национальной безопасности Российской Федерации [3]. Данная Государственная программа учитывает, в том числе и отрицательный опыт ведения сельскохозяйственного производства многих западных стран, в частности США, где по словам министра сельского хозяйства США Тома Вилсака, сложилась тенденция уменьшения коренного населения в сельском хозяйстве, вследствие чего возрос поток иммигрантов, низкая квалификация которых, не отвечает требованиям страны в производительности и сохранности продукции, что в итоге несет угрозу для сельского хозяйства в целом [4,5]. Эти отрицательные моменты уже учтены настоящей Государственной программой, утвержденной Правительством Российской Федерации, где предусмотрено развитие социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест, привлечение молодых семей и молодых специалистов, как в производственную, так и социальную сферы, для которых предусмотрено приобретение жилья, льготное и ипотечное кредитование и т.д. [3].
В Ростовской области принята Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010-2014 годы (далее Программа), а также утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 23.05.2012г. № 424 «Концепция развития агропромышленного комплекса Ростовской области на  период до 2020 года» (далее Концепция) [6-8].
Основным направлением Концепции является – развитие производства мяса и молока в Ростовской области на основании внедрения современных интенсивных методов ведения животноводства, строительства новых животноводческих комплексов, модернизации действующих молочнотоварных ферм (МТФ) по самым современным технологиям.
В 2012 году было реализовано два инвестиционных проекта группой компаний «Русский Агропромышленный Трест», благодаря которым мощность производства мяса свинины выросла до 10 тыс.тонн в год. Далее предполагается строительство свинокомплексов в Целинском и Егорлыкском районах по одному в каждом, с общим объемом вложений инвестиций на сумму 4,6 млрд. рублей, так же идут подготовительные работы по строительству  свинокомплексов в Чертковском и Миллеровском районах мощностью 20 тыс.тонн мяса в год каждый.
В птицеводстве уже реализовано инвестиционных проектов  ООО «ХКО Оптифуд» и ООО «Евродон» на суммарный объем 122 тыс.тонн в год, так же предполагается дальнейшее увеличение производства мяса птицы: утки в Миллеровском районе до 20 тыс.тонн в год и в Октябрьском и Усть-Донецком районах до 60 тыс.тонн мяса индейки [9,10].
Предусмотрены инвестиционные проекты по производству молока  в Матвеево-Курганском, Целинском и Октябрьском районах Ростовской области.
Планируется строительство ряда крупных предприятий переработки сельскохозяйственной продукции таких, как мясоперерабатывающий комбинат в Семикаракорском районе мощностью 60 тыс.тонн мяса птицы в год  и др.
Многие предприятия мясной, молочной, хлебопекарной, мучной переработки проводят модернизацию производства, внедряют новые современные технологии.
К 2020 году прогнозируется существенное увеличение производства мяса и молока рис. 1 и 2.



Рис. 1. – Ожидаемое увеличение производства мяса скота и птицы в Ростовской области [6].

Рис. 2. – Ожидаемое увеличение производства молока в Ростовской области [6].


Вследствие увеличения производства сельскохозяйственной продукции, будут возрастать и мощности по переработке и по производству пищевых продуктов предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области, данные приведены на рис. 3. и таблице №1.



Рис. 3. - Прогнозируемое увеличение мощности по переработке сельскохозяйственной продукции в Ростовской области [6].


Таблица № 1
Прогноз увеличения объемов производства пищевых продуктов в Ростовской области [6].

Отрасли

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

2020
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Хлебопекарная
(тыс. тонн)

440,0

445,0

445,0

450,0

452,0

456,0

460,0

470,0

480,0

Мукомольная
(тыс. тонн)

640,0

645,0

647,0

650,0

650,0

652,0

655,0

657,0

660,0

Крупяная (тыс. тонн)

115,0

115,0

115,0

115,0

115,0

120,0

120,0

120,0

120,0

Комбикормовая
(тыс. тонн)

600,0

610,0

635,0

650,0

660,0

670,0

680,0

690,0

700,0

Макаронная
(тыс. тонн)

2,5

2,5

2,5

3,0

3,5

3,6

3,7

3,9

4,0

Консервная (муб)

150,0

150,0

160,0

160,0

170,0

180,0

180,0

250,0

250,0

Кондитерская
(тыс. тонн)

180,0

200,0

210,0

230,0

230,0

230,0

230,0

230,0

230,0

Крахмалопаточная (тыс. тонн)

90,0

95,0

100,0

110,0

115,0

115,0

115,0

115,0

115,0

Минеральные воды (млн. полулитров)

350,0

380,0

380,0

400,0

400,0

400,0

410,0

410,0

410,0

В соответствии со стратегиями  социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года и привлечения инвестиций в Ростовскую область отраслевыми приоритетами в сельском  хозяйстве  в основном должны стать также:
а) промышленное производство мяса и молока на основе семейных хозяйств - «семейных ферм»;
б) тепличное и грунтовое овощеводство.
Поэтому, начиная с 2012 года и в последующие годы, для граждан, решивших заняться фермерством, предусмотрены новые формы бюджетного финансирования в виде грантов, направленных на создание, развитие и бытовое устройство КХФ. Особое внимание уделено созданию  и развитию семейных животноводческих миниферм с современным оборудованием для производства продукции.
Планируется построить не менее 50 таких ферм с учетом отраслевых приоритетов развития животноводства и особенностей природно-климатических  зон области. Кроме того, во всех зонах Ростовской области будут построены современные минифермы молочного направления. Ожидается также  увеличение количества КХФ до 2020 года еще на 100 хозяйств.
В целом реализация мероприятий позволит к 2020 году увеличить производство сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на 7,4 %.
Всего на сельское хозяйство области планируется выделить только в 2012-2014гг. свыше 9 млрд. рублей, направленных  на увеличение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, на основе внедрения современных технологий, создания новых производств как на  крупных предприятиях АПК, так и мелких КХФ [10].
Целый ряд указанных в Концепции проблем и поставленных целей на предстоящий период ставит определенные задачи и перед энергетиками области.
Исходя из Концепции развития сельскохозяйственного производства и переработки его продукции в Ростовской области, перспектив развития АПК в целом, можно предположить, что существующая структура электроснабжения потребителей АПК с её высоким уровнем аварийности при транспортировке электроэнергии, невозможности глубокой реконструкции линий и трансформаторных подстанций из-за высокой стоимости работ, материалов и оборудования, силами и средствами энергоснабжающих предприятий – в ближайшей перспективе не сможет удовлетворять запросам предприятий по производству, переработке и хранению с/х продукции и, поэтому, уже сегодня требуются меры, направленные на повышение надежности и качества электроснабжения сельхозпотребителей и переработчиков. В связи с этим при реализации мероприятий Концепции рекомендуется предусмотреть финансирование на реконструкцию и модернизацию существующих систем электроснабжения, с учетом современных научных разработок.

Список литературы:

1. О подготовке к реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/2722.182.htm (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы [Электронный ресурс] // Законы РФ. – Режим доступа: http://femidarf.ru/base/2162858/index.htm (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] // Законы РФ. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус. 4. Agriculture Secretary Talks Immigration, Trade, Research [Электронный ресурс] // IIP DIGITAL – Режим доступа: http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/article/2013/02/20130226143082 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. eng. 5. Post-Harvest Food Loss, Waste Are Focus of New U.S. Institute [Электронный ресурс] // IIP DIGITAL – Режим доступа: http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/article/2012/09/20120921136390 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. eng.
6. Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. – Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=89905(доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
7. Рокотянская В.В., Россинская М.В. Направления повышения устойчивости функционирования предприятий легкой промышленности Ростовской области [Электронный ресурс]  // «Инженерный вестник Дона», 2010, №3. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/239 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
8. Брялина Г.И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России [Электронный ресурс]  // «Инженерный вестник Дона», 2011, №1. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/329 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
9. Отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы за 2011 год [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. – Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=111391 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
10. Отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 – 2014 годы за 2012 год [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. – Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=119676 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.