Агентно-ориентированная модель конфликтогенности студенчества КЧР
Аннотация
Дата поступления статьи: 15.06.2015Завершающая работа серии из четырех статей, посвященных разработке методики всестороннего исследования латентной конфликтогенности студенчества административных центров субъектов Федерации Юга России (на примере КЧР), от эмпирических измерений, построения показателей, характеризующих конфликтогенность с различных сторон и выявления их взаимосвязи до определения интегративных индексов аффективной и когнитивной составляющих. На заключительном этапе, отраженном в настоящей работе, на базе этих составляющих конструируется индекс общей конфликтогенности, для чего используется стохастическая психосемантическая модель, разработанная на базе концепции типичности, в рамках теории катастроф. Она позволяет учитывать погрешности измерений и неустойчивость мнений респондентов. При этом индекс общей конфликтогенности моделируется случайной величиной, статистические характеристики которой определялись методом Монте-Карло с использованием агентно - ориентированного пакета имитационного моделирования AnyLogic. Предлагаемая в серии методика может быть использована не только для мониторинга, но и для прогнозирования ситуации и моделирования влияния различных неблагоприятных факторов, или наоборот, оценки проактивных воздействий. В работе также приведены конкретные результаты для исследуемой выборки студентов КЧР. В частности, получено, что подгруппа риска формирования конфликтогенных процессов включает 15% от всех опрошенных.
Ключевые слова: латентная конфликтогенность, когнитивные и аффективные показатели, погрешности измерений, случайная величина., уравнение Ланжевена, типичность, многоагентное моделирование, метод Монте-Карло, функция распределения, структурная устойчивость
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ