Модель глобальной безопасности и устойчивости, основные индикаторы устойчивого развития
Аннотация
Деятельность террористического подполья является в настоящее время одной из центральных угроз национальной безопасности на Северном Кавказе и Юге России в целом. Следует отметить, что экспертный прогноз на поступательно нисходящую динамику, связанную с ликвидацией (существенной деструкцией) основных жизнедеятельных узлов террористического подполья оказался, как минимум, преждевременным. И проблема террористического подполья по-прежнему требует самого пристального внимания и целенаправленных действий со стороны федерального центра и республиканских властей.
Ключевые слова: террористическое подполье, система, модель, структура.05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Деятельность террористического подполья является в настоящее время одной из центральных угроз национальной безопасности на Северном Кавказе и Юге России в целом. Следует отметить, что экспертный прогноз на поступательно нисходящую динамику, связанную с ликвидацией (существенной деструкцией) основных жизнедеятельных узлов террористического подполья оказался, как минимум, преждевременным. И проблема террористического подполья по-прежнему требует самого пристального внимания и целенаправленных действия со стороны федерального центра и республиканских властей.
Жизнестойкость подполья связана с его глубокой укорененностью во всех основные социальные структуры региональных сообществ, наличием достаточно устойчивой демографическим ресурсом, позволяющим ему без особого труда восстанавливать понесенные кадровые потери. Речь по сути идет о сложной, хорошо структурированной самовоспроизводящейся системе, которая может быть условно обозначена как Северо-Кавказская экстремистская система (СКЭС).Важно читывать и непрерывную трансформацию организационного устройства СКЭС. Несмотря на наличие множества характеристик, позволяющих говорить о системности экстремистского подполья на Северном Кавказе, речь не идет о классической организации с четко прослеживаемой иерархией и линейными формами взаимосвязи отдельных уровней или подразделениями одного системного ранга. Как свидетельствует практика последних лет, в пределах макрорегиона происходит достаточно быстрый переход к сетевой структуре экстремистского подполья. Новая сетевая модель террористической организации позволяет достигать большей оперативности и конспиративности, а ее финансовые возможности в глобализующемся мире оказываются самодостаточными. Таким образом, при достаточно ограниченном системном потенциале, заметно уступающем тому, что имели террористические организации на северном Кавказе еще в недавнем прошлом (рубеж - начало XXI века) современная сегментированная, полицентрическая СКЭС обладает не менее значительным деструктивным потенциалом.
Функционирующая в пределах Северного Кавказа система экстремистского подполья в настоящее время обладает развитой полицентричной структурой, составленной из множества в значительной степени автономных групп и сетевых структур. Боевые кадры данной системы количественно невелики, но мобильны и легко пополняемы, что снимает проблему восстановления потерь нанесенных экстремистам федеральными и республиканскими силовыми структурами. Многоканальным является финансирование данной системы, что крайне затрудняет ликвидацию разветвленной сети финансовых источников. Территориальной разветвленностью и социальной многофункциональностью характеризуется и инфраструктура СКЭС демонстрирующая высокую степень укоренения во всех сферах республиканской жизни.