Развитие рынка автомобильных перевозок в России
Аннотация
Рассматривается роль автомобильных перевозок в России в 2011 году. Приводятся преимущества автомобильных перевозок. Прогнозируются перспективы развития рынка автомобильных перевозок в результате вступления России в ВТО.
Ключевые слова: Грузовые перевозки, автомобильные перевозки, Всемирная торговая организация (ВТО), Товарооборот.
05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Автомобильный транспорт в России становится самым популярным способом перевозки грузов. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (ФСГС РФ) на 29.10.2012 г., приведенным в анализе рынка автомобильных грузоперевозок, в 2011 году 67,9% грузов в РФ было перевезено с помощью автомобилей. Железной дорогой перевезли всего 16,6% всех грузов. В обзоре рынка определена и доля трубопроводного транспорта. Она составляет почти 14%. На воздушный и водный виды транспорта пришлось не более 2% от всего объема перевозки грузов [1] (рис.1).
Рис. 1. – Рынок грузоперевозок РФ в 2011 г. (по видам транспорта)
Объяснить данную тенденцию можно выделив позитивные качества автотранспорта.
Особенности и преимущества автомобильного транспорта относительно других видов транспорта:
– автотранспорт наиболее адаптивен к рыночным преобразованиям (разгосударствлению, формированию конкурентной среды, интеграционным процессам);
– обладает наибольшими технологическими возможностями к гибкому приспособлению при взаимодействии с другими видами транспорта (организация смешанных перевозок грузов);
– отличается эксплуатационной и коммерческой маневренностью, позволяющей осуществлять бесперевалочную доставку грузов (тип доставки «от двери к двери»);
– около 80% производственных структур и большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных дорог;
– низкий уровень стартового капитала для организации перевозочного процесса относительно других видов транспорта;
– обладает способностью доставки срочных и скоропортящихся грузов за счет относительно высокой скорости движения;
– обеспечивает возможность реализации логистического подхода при формировании цепей поставок продукции;
– реализует возможность мелкопартионного завоза товаров как основы функционирования предприятий малого бизнеса;
– обладает высокой маневренностью и гибкостью транспортного обслуживания;
– автотранспортные средства являются доступными в качестве объекта собственности юридических лиц и граждан России;
– автомобильный транспорт имеет высокий мобилизационный и коммуникационный потенциал в целях обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны [2].
Учитывая вклад, вносимый рынком автоперевозок в экономику РФ, решение проблем его функционирования становится приоритетной задачей государства.
Одним из наиболее спорных моментов в экономике РФ на сегодняшний день является вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Существуют диаметрально противоположные точки зрения по поводу данного вопроса. Возможно, что вследствие вступления в ВТО российские компании ждет массовое разорение. Но существует также вероятность того, что приток инвестиций в РФ позволит отечественным компаниям выйти на новый уровень.
Участники рынка транспортно-логистических услуг РФ пытаются оценить все возможные последствия принадлежности России к ВТО. Это необходимо для того, чтобы минимизировать негативные стороны.
Рассмотрим ожидаемые специалистами последствия [3].
Снижение ограничений и таможенных пошлин должно привести к увеличению товарооборота, что положительно скажется на росте объема услуг и, соответственно, доходов российских транспортных, экспедиционных и логистических компаний. Однако это может привести и к увеличению конкуренции на рынке транспортно-логистических услуг за счет прихода иностранных фирм. С другой стороны, приход иностранных конкурентов позволит получить и изучить новые технологии.
Увеличение товарооборота потребует дополнительных складских помещений для размещения и хранения продукции, увеличения объема предоставляемых услуг по дистрибуции продукции в Российской Федерации, что будет способствовать развитию отрасли в стране. В этих условиях российским компаниям нужно повышать свою конкурентоспособность путем оптимизации бизнес-процессов, разработки и внедрения инновационных технологий, изучения и заимствования международного опыта, уделять больше внимания обучению и найму квалифицированных кадров, инвестировать в свое развитие.
Среди предполагаемых рисков – унификация транспортных тарифов и цен на погрузочно-разгрузочные работы к уровню мировых (согласно правилам ВТО), повышение стоимости топлива и энергии.
Также среди недостатков можно выделить состояние российских дорог. Федеральные автомобильные трассы эксплуатируются на грани своей пропускной способности. При увеличении за последние десять лет автомобильного парка на 75 % сеть автомобильных дорог общего пользования выросла лишь на 15 %. Приведение протяженности и состояния дорог в соответствие с потребностями экономики и населения – основное условие, от которого зависит, как Россия впишется в отлаженную систему мировой экономики.
Для выхода на мировой рынок отечественным перевозчикам также необходимо совершенствовать безопасность и экологичность транспорта.
Качественное функционирование рынка автомобильных перевозок непосредственно влияет на цену продукции, доставляемой потребителю. Исходя из этого, можно утверждать, что решение проблемных ситуаций на данном рынке приведет к улучшению жизни общества в целом.
Литература
1. Федорова, Е.К. Автомобильный транспорт в России - самый популярный способ перевозки грузов [Электронный ресурс] // Пресс-релиз, служба распространения пресс-релизов. – Режим доступа: http://www.press-release.ru/branches/transport/75daee69a47ac/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Сироткина, А.В. Роль и перспективы развития коммерческого транспорта в современной экономике России. Пути повышения безопасности его эксплуатации [Текст] // Журнал автомобильных инженеров, 2011. – №1. – С.10-12.
3. Степанов, В.И. Вступление в ВТО: угроза потери бизнеса или новые перспективы развития? [Текст] // Международные автомобильные перевозки, 2012. – №3. – С.34-40.