×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Исследование рыночного структурирования внутрирегионального экономического пространства

Аннотация

М.-Э.И. Ахмадов

В статье  проведено исследование развития экономики регионов с позиции административно-территориального деления. Установлено, что взаимодействие между производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых институциональных форм организации регионального хозяйства.
Ключевые слова: экономическая система, конкурентоспособность региона, устойчивость и сбалансированность региональной экономики, административно-территориальное устройство.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В настоящее время под конкурентоспособностью экономики понимается обусловленное экономическими, социальными и институциональными факторами положение экономики региона в целом и его отдельных экономических субъектов (отраслей, предприятий) на внутреннем и внешнем рынках. Естественно, что конкурентная экономика в основном и главном предопределяет конкурентоспособность региона. Однако, вместе с тем, идентифицировать их нельзя, поскольку конкурентоспособность региона, на наш взгляд, более широкое и сложноструктурированное понятие. Так, по справедливому мнению Р.И. Шнипера, конкурентоспособность региона может быть охарактеризована следующими конкурентными позициями региона: экономико-географическим положением, транспортной освоенностью, обеспеченностью природными и трудовыми ресурсами, научно-техническим потенциалом, сбалансированностью бюджетно-финансовой системы, социальным, производственным и рыночным инфраструктурным потенциалом, экологической обстановкой и др. [1]. Однако в последнее время вопросы конкурентоспособности регионов приобрели достаточно конъюнктурную окраску, особенно в том случае, когда регионы рассматриваются как субъекты управления.
Следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению исторически сложившегося характера поведения управляющих структур региона – вместо традиционной отраслевой специализации, строго планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов, централизованных форм материально-технического снабжения, рынок объективно вызвал материально целесообразные стремления каждого субъекта Федерации к выбору такой экономической структуры, которая способна обеспечить его надежное положение в рыночном простран­стве страны и мира. Теперь любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.
Основным предметом конкурентной борьбы между российскими регионами становятся государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности. В этом плане, надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего соци­ально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, что определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а также для соответствующего создания новых рабочих мест.
Приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.
Конкурентоспособность регионального уровня невозможно рассматривать  без оценки наличия и эффективного использования разного вида инфраструктур - от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими регионами. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона становится важнейшим фактором упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования основных составляющих этой конкурентоспособности.
Взаимодействие между производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых институциональных форм организации регионального хозяйства, проявляющихся, прежде всего, в устойчивости и  социально-экономической сбалансированности региональной экономики.
Ослабление устойчивости и нарушения в сбалансированности социально-экономического развития остро и болезненно ощущались в течение последних пятнадцати лет, когда в комплексе современных российских реформ проводились изменения в административно-территориальном устройстве страны.
В этот период, с одной стороны, произошло упразднение жесткой властной вертикали административно-командной экономики,  с другой, усилилась несогласованность действий между ними. Также двойственно и противоречиво можно охарактеризовать ликвидацию «двойного подчинения» субъектов, действующих в экономической сфере и включенных в систему оперативного руководства либо непосредственного управления со стороны вышестоящих союзных или республиканских органов; участие региональных органов власти в формировании законодательства на федеральном уровне нередко продолжает носить во многом декларативный характер; неэффективность бюджетных способов согласования федерального и регионального уровней проблем в силу постоянного недофинансирования государственных программ развития регионов и федеральных комплексных целевых программ.
При этом следует подчеркнуть, что процессы развертывания рыночных институтов и форм закономерно привели к рыночному структурированию внутрирегионального экономического пространства, условием экономической стабилизации которого стала эффективная реструктуризация региональной экономики, приоритетное развитие ее современных отраслей и сфер, которые базируются на имеющихся ресурсных предпосылках и конкурентных преимуществах. Кроме того, в рамках региональной экономики стали формироваться сегменты пространственной локализации рыночных видов хозяйственной деятельности. В данном случае имеются в виду такие виды деятельности, как функционирование корпоративной собственности, управление финансовыми активами, инвестирование в инновационные технологии, формиро­вание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры. В таких условиях рыночные ареалы различных административных регионов неизбежно пере­плетаются на внутрирегиональном уровне, образуя сложную экономическую структуру обновленной модели эффективного административно-территориального устройства.
Особо следует отметить, что указанные процессы обусловили конкуренцию между внутрирегиональными локальными экономическими сегментами с экономикой административно-организованного региона, что порождало в рамках административно-территориальной единицы взаимодействие различных организационных форм региональной экономики.
При системном подходе учитывается, что для большой и сложной системы (в том числе и экономической: экономики страны или региона), как правило, характерны следующие свойства:
1. Целостность. Это означает, что все части системы служат общей цели ее функционирования и способствуют формированию наилучших результатов применительно к определенному критерию эффективности. Целостность - это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы; она означает также преобразование компонентов, входящих в систему, соответственно ее природе.
2. Большие размеры системы, т.е., наличие большого числа различных элементов, выполняющих различные функции.
3. Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой.
4. Интегративность представляет собой обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов (верно и обратное - элементы обладают свойствами, не присущими системе).
5. Свойства эмерджентности. Большие и сложные системы обладают свойствами, которые не присущи ни одному из формирующих эти системы элементов (блоков). По мере развития большой и сложной системы связанность элементов усиливается. На определенном этапе нарастания связанности эмерджентность достигает такого уровня, при котором целостные свойства системы не только невозможно наблюдать по свойствам отдельных элементов, но и невозможно выявить статистическим обобщением свойств отдельных элементов. Нужен специальный системный метод исследования, ориентированный на это новое качество.
Для начала надо подчеркнуть, что важнейшими объектами изучения региональной экономики как научного направления и учебной дисциплины являются:
- экономические отношения между федеральным центром и регионом, т.е. определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой [2];
- экономические отношения внутри региона, т.е. определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства) [2];
- межрегиональные связи;
- специализация и кооперация внутри страны и собственного экономического региона;
- природно-ресурсный, демографический и производственный потенциал региона, который в том числе должен являться основой подъема экономики остальных старопромышленных и депрессивных регионов;
- географические, природно-климатические и социально-экономические особенности региона (культурно-исторические, национальные традиции разделения труда, экономического поведения, образа жизни населения и т.д.);
- уровень и качество жизни населения региона, обусловленные особенностями его социально-экономического развития;
- региональные особенности развития внешнеэкономических связей.
Таким образом, рыночная регионализация экономики означает, что прежние административные границы становятся характеристиками территориально-замкнутого экономического пространства, которое, тем самым, делается экономически-немобильным. В экономизированных регионах, как центрах финансовых активов и акционерного капитала, инновационных технологий и высокомобильных эконо­мических ресурсов (в виде конвертируемых в немобильные активы) происходит резкое падение значимости не только внутренних (административных), но даже и внешних (государственных) границ. В условиях реальной глобализации движения финансов, акций и технологий такие границы перестают выполнять функции экономических барьеров.
Экономическая организация современного производства не совместима с ситуацией, когда все доминантные мобильные экономические ресурсы сосредотачиваются и замыкаются в административно-территориальных границах одного региона. А утрата экономического значения административных границ означает, соответственно, и утрату экономического значения и обособляемой ими территории, ибо, находясь в правовой компетенции органов власти определенного субъекта федерации, производственные факторы этой территории фактически могут принадлежать бесконечно-рассеянному множеству нерезидентов. Таким образом, территориальная обширность большинства российских регионов, в индустриальную эпоху составлявшая важнейший компонент их материального богатства, сегодня может превратиться в постоянный и возрастающий источник их убытков.
Таким образом, итогом рыночной регионализации страны стало несовпадение географической локализации экономических регионов со старым административно-территориальным делением страны, – теперь территориальное местоположение производственных мощностей становится вопросом второстепенным.

Литература

1.Шнипер, Р.И. Регион: экономические методы управления [Текст]/ Р.И.Шнипер. – Новосибирск, 1991.- 308с.
2.Региональная экономика [Текст] / Под ред. В.И. Видякина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С. 60-61.