×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Совершенствование отраслевого управления в сфере строительного дизайна

Аннотация

Н.А. Савельева

В статье представлены рекомендации по улучшению отраслевого управления сферой строительного дизайна. Ключевая роль в системе отраслевого управления отводится профессиональным объединениям предприятий этой сферы. На первом этапе предлагается совершенствование деятельности Союза Дизайнеров России в области управления сферой строительного дизайна от корректировки целевых ориентиров до пересмотра функций объединения и принципов его работы. На втором этапе предлагается создание саморегулируемых организаций в дизайнерской сфере по аналогии с проектными и строительными  саморегулируемыми организациями.
Ключевые слова: сфера строительного дизайна, отраслевое управление, саморегулируемые организации, цели и функции Союза Дизайнеров России.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Строительный комплекс относится числу ключевых отраслей, определяющих решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России. При этом следует отметить ту особую роль, которую занимают в процессе формирования конкурентоспособности строительной продукции предприятия сферы строительного дизайна, деятельность которых способствует росту качественных и количественных показателей строительного комплекса в целом. Строительный дизайн в современных условиях является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в строительной сфере, вклад которого в повышение конкурентоспособности строительной продукции, формирование современного облика городов трудно переоценить. Между тем, строительный дизайн – относительно новая сфера деятельности в строительном комплексе РФ. В настоящее время это направление только формируется в соответствии с требованиями международной практики. В развитии предприятий сферы строительного дизайна возникает много проблем, все сильнее ощущается конкуренция между предприятиями данной сферы.
Все это требует создания механизма повышения уровня конкурентоспособности предприятий строительного дизайна, в котором немаловажная роль должна принадлежать системе отраслевого управления данной сферой строительного комплекса РФ.
Представим сначала краткую характеристику сферы строительного дизайна. Элементы проектов строительного дизайна охватывают архитектурно-дизайн-строительную сферу деятельности. Объектами деятельности в сфере строительного дизайна, в целом,  являются предметно-пространственные комплексы, внутренние пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства и парковые ансамбли, предметные, ландшафтные и декоративные формы и комплексы их оборудования и оснащения.
Строительный дизайн включает четыре компонента:
1) дизайн интерьера - сфера деятельности, связанная с  художественно-техническим проектированием  интерьера и оборудования с целью комплексного формирования замкнутых пространств и привязки предметного комплекса к пространственной ситуации на основе целесообразности, эстетичности и профессионализма дизайнера;
2) архитектурный дизайн - сфера архитектурно-строительной деятельности, связанная с  художественно-техническим проектированием зданий и сооружений с целью комплексного отражения ведущих средовых функций, привязки средовых решений фактической действительности, придания художественной выразительности конструктивным формам на основе целесообразности, эстетичности и профессионализма дизайнера;
3) городской дизайн - сфера архитектурно-дизайнерской деятельности, связанная с художественно-техническим проектированием городской среды с целью комплексного формирования открытых пространств на основе целесообразности, эстетичности и профессионализма дизайнера;
4) ландшафтный дизайн - сфера строительно-дизайнерской деятельности, связанная с  художественно-техническим проектированием  природной среды с целью освоения природно-экологических связей на основе целесообразности, эстетичности и профессионализма дизайнера [1].
Таким образом, строительный дизайн носит межотраслевой характер, объединяя профессиональную деятельность дизайнеров, архитекторов и строителей, в связи с чем усложняется процесс управления данной сферой.
Процесс отраслевого управления, в первую очередь, должен быть направлен на формирование отраслевых конкурентных преимуществ. Принцип отраслевого развития экономики является, как показывает мировой опыт, неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйствования, объективной закономерностью развития экономики. Формирование рыночных отношений не отрицает отраслевого управления экономикой. Опираясь на зарубежный опыт отраслевого управления и учитывая специфику российской экономики, структура отраслевого управления иерархически должна быть представлена государственными органами управления отраслью, отраслевыми ассоциациями, головными организациями корпоративных структур отрасли, управляющим субъектом отраслевых предприятий и организаций специализированной отраслевой инфраструктуры.
В общем, сфера строительного дизайна на федеральном уровне регулируется Министерством регионального развития РФ, которое осуществляет правовое регулирование, а также, координацию, контроль и надзор в данной сфере деятельности. В субъекте РФ регулирование деятельности предприятий строительного дизайна осуществляется, как правило, комитетом  строительства и архитектуры.
В задачи органов исполнительной власти по отношению сфере строительного дизайна входит осуществление функции по реализации государственной политики в сфере строительства и жилищного хозяйства, территориального развития области, градостроительства, архитектуры, жилищного строительства, промышленности строительных материалов, а также координации и регулированию курируемых видов экономической деятельности и сфер управления.
Как показывает мировая практика, центральное место в отраслевом управлении играют профессиональные объединения фирм отрасли (в большинстве случаев это отраслевые ассоциации) поскольку именно они во многом формируют отраслевые конкурентные преимущества фирм. Не исключение и сфера строительного дизайна.
Относительно общественно-профессиональных объединений складывается следующая ситуация: на федеральном уровне отраслевой рынок косвенно регулируется общественными профессиональными организациями (Союзом Дизайнеров России, Союзом Архитекторов России и Всероссийским объединением саморегулируемых организаций), которые  осуществляют координацию, контроль и надзор дизайн-деятельности; в субъекте РФ формируются региональные подразделения головных общественных профессиональных организаций; на областном уровне регулирование деятельности предприятий строительного дизайна осуществляется региональным представительством Союза Дизайнеров РФ.
Проанализировав деятельность Союза Дизайнеров РФ в области отраслевого управления, можно сделать вывод о том, что данную организацию с трудом можно назвать действенной, она не отвечает современному пред­ставлению об отраслевом управлении в силу узости круга решаемых задач, на­правленных преимущественно на оказание практической помощи в организации выставочной деятельности, аттестации профессиональных и начинающих специалистов-дизайнеров. В целом можно сказать, что деятельность Союза Дизайнеров РФ и его представительств, в основном, носит пассивный характер; широкая специализация деятельности данной организации не способствует достижению целей и задач Союза; наблюдается неактивная позиция и разобщенность самих членов отечественного Союза Дизайнеров; не собирается информация об отраслевом рынке; наблюдаются слабые контакты с Международными дизайнерскими ассоциациями.
Становится ясным, что дальнейшее развитие и продвижение отраслевого продукта рынка строительного дизайна без осуществления координации и организации деятельности всех участников данного рынка невозможно.
Необходимость качественной перестройки структуры отраслевого управления сферы  строительного дизайна также вызвана появлением отечественных саморегулируемых организаций в области строительного комплекса, косвенно затрагивающих интересы дизайнерских организаций, как промежуточного звена между государством и существующими общественными профессиональными организациями в данной сфере, позволяющим перераспределять функции между государством и бизнесом в области контроля и надзора профессиональной и предпринимательской деятельности.
Саморегулируемые организации – широко распространенное в мире явление. За рубежом саморегулируемые организации создаются «снизу», по инициативе субъектов рынка и, как правило, объединяют предприятия одного профиля или специалистов одной профессии. В России процесс создания саморегулируемых организаций осуществляется «сверху вниз» и является пока исключительно директивной мерой со стороны государства. Цель создания данных организаций заключается в перераспределении функции контроля между государством и бизнес-сообществом.
В сфере строительного дизайна механизм саморегулирования на государственном уровне пока не вводится. Следовательно, этот процесс должен осуществляться инициативно предприятиями данной сферы, т.е. как и в мировой практике «снизу вверх».
Ведущую роль в отраслевом управлении сферы строительного дизайна должны играть общественно-профессиональные организации, представленные двумя уровнями:  на верхнем уровне – Союз Дизайнеров и его региональные представительства; на нижнем уровне – саморегулируемые организации в области дизайна.
Совершенствование отраслевого управления сферы строительного дизайна должно проходить в два этапа:
- на первом этапе необходимо совершенствование деятельности Союза Дизайнеров России и его региональных представительств;  также данный этап может сопровождаться вхождением отдельных представителей строительного дизайна, диверсифицирующих свою деятельность, в саморегулируемые организации сферы архитектуры и строительства;
- на втором этапе предлагается создание саморегулируемых организаций в дизайнерской сфере по аналогии с проектными и строительными  саморегулируемыми организациями.
В ближайшей перспективе ключевая роль в отраслевом управлении сферой строительного дизайна отводится Союзу Дизайнеров России. Данная организация в системе отраслевого управления должна содействовать развитию строительного дизайна, разрабатывать отраслевые стандарты, пропагандировать достижения данной сферы, содействовать проведению научных исследований по отраслевой тематике, осуществлять мониторинг отраслевого рынка архитектурно-дизайнерских услуг, обеспечивать поддержку профессиональных дизайнеров, содействовать освоению отечественными предприятиями мирового рынка дизайн-проектирования в сфере строительства.
Деятельность Союза Дизайнеров РФ должна быть направлена на продвижение высоких профессиональных стандартов в строительном дизайне, пропаганду строительного дизайна, консолидацию и сотрудничество лучших отечественных и зарубежных дизайнеров данной сферы.
Неэффективная деятельность Союза Дизайнеров России с позиций продвижения дизайна и формирования  конкурентных преимуществ предприятий сферы строительного дизайна требует существенного пересмотра организации процесса функционирования этого профессионального объединения. С этой целью было предложено откорректировать целевые ориентиры деятельности профессионального объединения дизайнеров.
Основными целями Союза Дизайнеров России в части управления сферой строительного дизайна должны стать:
- создание условий, способствующих развитию строительного дизайна, улучшение инвестиционной привлекательности дизайнерских предприятий, внедрение новых технологий, повышение качества дизайн-проектов;
- обеспечение взаимодействия предприятий сферы строительного дизайна с государством, бизнесом и потребителем;
- разработка системы национальных отраслевых стандартов в области строительного дизайна с учетом международных требований;
- участие в разработке государственных программ социально-экономического развития страны;
- обеспечение конкурентоспособности сферы дизайна, в целом, и российских предприятий строительного дизайна и дизайн-проектов,  в частности;
- развитие международных связей в области строительного дизайна и интеграции в мировое бизнес-пространство;
- пропаганда национального дизайна и дизайн-технологий в сфере строительства для повышения конкурентоспособности экономики страны  в целом.
Основными функциями Союза Дизайнеров России в отношении сферы строительного дизайна в ближайшем периоде времени  должны стать:
- активное взаимодействие с Международной Ассоциацией творческих общественных объединений культуры и искусства и представление интересов отечественных дизайнеров;
- представление интересов членов Союза в более крупных профессиональных объединениях, торгово-промышленной палате, Российском союзе промышленников и предпринимателей, Союзе строителей и Союзе архитекторов;
- координация деятельности членов Союза, обеспечение взаимодействия с профильными саморегулируемыми организациями и с государственными органами;
- обеспечение соблюдения прав членов Союза, предусмотренных действующим законодательством РФ и уставом Союза Дизайнеров России;
- содействие профессиональной консолидации ученых и специалистов в области строительного дизайна, профессионализация строительного дизайна: ор­ганизация курсов повышения квалификации и подготовки дизайнеров; проведение тематических семинаров, конференций по проблемам развития строительного дизайна; участие в международных семинарах, конференциях, повышение образовательных стандартов;
- обобщение опыта в области дизайн-технологий и оказание содействия  их  внедрению, сохранение и развитие национальных традиций дизайн-проектирования, формирование стратегии научно-технического развития предприятий сферы строительного дизайна;
- поддержка и развитие инфраструктуры сферы строительного дизайна (учебных заведений, организаций, осуществляющих исследовательские и издательские работы в области дизайна, саморегурируемых проектных организаций, профессиональных ассоциаций, организаций, обеспечивающих деятельность дизайнерских организаций);
- формирование и развитие механизмов  мониторинга отраслевого рынка строительного дизайна;
- формирование стратегий развития сферы строительного дизайна;
- обеспечение правовой, нормативно-методической, специализированной литературой в области строительного дизайна;
- создание отраслевой информационно-консультационной системы в сфере строительного дизайна;
- оказание информационных, юридических, консультационных, экспертных, экономических, образовательных и других услуг.
Принимая во внимание особенности современной политики в области отраслевого управления, следующим логичным шагом было бы создание в будущем саморегулируемых дизайнерских организаций в сфере строительного дизайна. Саморегулируемые организации в области дизайна должны обеспечивать нормирование и контроль профессиональной (предпринимательской) деятельности своих членов, защиту их интересов в спорах с органами власти, соблюдение высоких стандартов качества дизайн-проектов и ответственности перед потребителем, защиту интересов потребителей дизайн-проектов, страхование деятельности членов саморегулируемых организаций на случай возмещения ущерба потребителям, в том числе посредством формирования объединенного компенсационного фонда.


Литература
1. Савельева Н.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг строительного дизайна: монография / Н.А. Савельева, Е.В. Терехова. – Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусств ЮФУ, 2010. – 184 с.