Формирование и развитие инфраструктуры системы поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг
Аннотация
В настоящей статье «Формирование и развитие инфраструктуры системы поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг» рассмотрены основные составляющие формирования и развития инфраструктуры системы поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг.
Ключевые слова: малый и средний бизнес; инфраструктура; сфера услуг
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Малое предпринимательство исторически представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Под малым бизнесом обычно понимается совокупность мелких самостоятельных экономических субъектов рынка, которые не входят в состав монополистических объединений и не занимают в хозяйственном отношении к ним подчиненного или зависимого положения.
Малый бизнес, это коммерческая деятельность юридически самостоятельных малых субъектов рыночной экономики, представляющая собой одну из наиболее гибких форм хозяйствования и направленная на демонополизацию экономики крупными предприятиями. Основной составляющей малого бизнеса являются малые предприятия, имеющие разную форму собственности. Малое предприятие, это предприятие, масштаб и организационно-правовая форма которого определяются и ограничиваются действующим законодательством.
Согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлен предельный уровень численности персонала по различным сферам деятельности. Кроме критерия численности используется и показатель доли численности государства или других юридических или физических лиц в уставном капитале предприятия. В таблице 1 систематизированы данные по числу малых и средних форм предпринимательской деятельности и численности работников в сфере услуг по субъектам Российской Федерации за 2008-2010 гг.
Таблица 1 - Число малых и средних форм предпринимательской деятельности и численность работников в сфере услуг по субъектам Российской Федерации за 2008-2010 гг.
|
2008 |
2009 |
2010 |
|||
Ед. |
% |
Ед. |
% |
Ед. |
% |
|
Малые предприятия |
161622 |
12,0 |
177262 |
11,1 |
195123 |
10,5 |
Средние |
4281 |
24,6 |
5276 |
29,3 |
5342 |
28,3 |
Численность работников |
||||||
|
Тыс.чел. |
% |
Тыс.чел. |
% |
Тыс.чел. |
% |
Малые предприятия |
5540,7 |
48,6 |
5542,9 |
48,6 |
5543,9 |
48,8 |
Средние |
620,6 |
27,3 |
568,2 |
27,5 |
632,1 |
28,9 |
Число малых форм предпринимательской деятельности в 2010 году составило 195,1 тыс. предприятий, что на 32,5 тыс. больше в сравнении с 2008 годом; число средних предприятий на начало 2011 также увеличилось до 5,3 тыс. единиц. Однако, удельный вес этих форм предпринимательской деятельности от общего числа предприятий соответствующего типа в целом по экономике за анализируемые три года несколько снизился. Численность работников за анализируемый период на указанных предприятиях также возросла. Сравнительные показатели по видам услуг на душу населения по областям Южного федерального округа представлены в таблице 2.
Таблица 2– Сравнительные показатели по видам услуг на душу населения по областям Южного федерального округа
Области |
Платные |
Бытовые |
Транспортные |
Коммунальные |
||||||||
|
Всего |
На душу населения |
Место в РФ |
Всего |
На душу населения |
Место в РФ |
Всего |
На душу населения |
Место в РФ |
Всего |
На душу населения |
Место в РФ |
Ростовская область |
62036 |
14461 |
37 |
11044 |
2575 |
7 |
9305 |
2169 |
50 |
13392 |
3122 |
43 |
Астраханская область |
13216 |
13293 |
42 |
1019 |
1025 |
62 |
2542 |
2557 |
37 |
2757 |
1357 |
63 |
Волгоградская область |
45612 |
17358 |
25 |
4037 |
1536 |
35 |
5787 |
2202 |
48 |
8104 |
3084 |
46 |
Краснодарский край |
87159 |
17094 |
26 |
9190 |
1802 |
22 |
14738 |
2891 |
30 |
16194 |
|
42 |
Ставропольский край |
41371 |
15290 |
32 |
3276 |
1211 |
52 |
6397 |
2364 |
40 |
8783 |
3346 |
39 |
Предпринимательская деятельность тесно связана с понятием риск. Для успешного существования в условиях рыночной экономики субъектам предпринимательской деятельности необходимо правильно оценивать степень риска и уметь управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке. В силу объективных факторов значительная рисковая составляющая характерна для предприятий сферы услуг. Реализация принятых решений предполагается через практические методы организации управления рисками, которые предполагают:
- выделение основных задач и функций, связанных с управлением рисками, планирование мероприятий по их снижению, определение форм финансирования;
- рациональное сочетание всех элементов системы управления рисками: распределение задач по уровням управления, подготовка специалистов по управлению рисками, распределение прав, обязанностей и полномочий для обеспечения эффективного управления рисками;
- формирование информационных потоков и техническая поддержка управления рисками.
Для создания на предприятии эффективной системы управления рисками необходимы определённые организационные усилия, финансовые и другие затраты.
Экономические аспекты, характеризующие структуру российской экономики и уровень ее развития, представлены наиболее наглядно в рейтинге 131 страны по индексу, характеризующему глобальную конкурентоспособность страны и его слагаемых (таблица 3).
Показатели таблицы свидетельствуют о значительном разрыве экономики Российской Федерации со странами, имеющими развитую рыночную экономику. Изменение существующей ситуации в экономике страны возможно только при условии научной и инновационной деятельности, совершенствования системы образования, применения информационных и наукоемких технологий в структуре экономики, государства, общества. В Российской Федерации быстрыми темпами формируется рынок информационных услуг и продуктов. В числе главных компонентов данного рынка следует выделить техническую и технологическую составляющую; нормативно-правовое и информационное обеспечение.
Таблица 3 – Рейтинг стран по индексу глобальной конкурентоспособности как показателя уровня развития институциональной среды процесса информатизации общества*
Показатели** |
Россия |
США |
Китай |
Германия |
Великобритания |
Финляндия |
Япония |
Индекс глобальной конкурентоспособности |
66 |
5 |
26 |
6 |
10 |
4 |
9 |
Качество институтов |
128 |
39 |
48 |
19 |
15 |
4 |
24 |
Инфраструктура |
48 |
16 |
44 |
2 |
6 |
19 |
15 |
Макроэкономическая стабильность |
44 |
90 |
10 |
30 |
85 |
20 |
113 |
Здоровье и начальное образование |
68 |
42 |
32 |
23 |
14 |
1 |
9 |
Высшее образование и профессиональная подготовка |
52 |
13 |
58 |
7 |
16 |
1 |
19 |
Эффективность рынка товаров |
128 |
24 |
45 |
26 |
19 |
21 |
18 |
Эффективность рынка труда |
65 |
4 |
36 |
64 |
7 |
15 |
12 |
Развитость финансового рынка |
127 |
22 |
48 |
39 |
20 |
9 |
32 |
Технологический уровень |
68 |
20 |
77 |
14 |
8 |
12 |
25 |
Размер внутреннего рынка |
8 |
1 |
2 |
5 |
6 |
54 |
4 |
Конкурентоспособность компаний |
114 |
10 |
37 |
4 |
8 |
9 |
1 |
Инновационный потенциал |
71 |
5 |
29 |
7 |
13 |
3 |
4 |
* Обобщение данных: The Global Competitiveness Report 2011-2012 World Economic Forum Geneva, Switzerland 2011 [Электронный ресурс]. - http://www.weforum.org.
** В таблице число показывает место в рейтинге; число в круглых скобках – индекс.
Особое место занимает организационная составляющая, включающая элементы государственного регулирования, взаимодействия производителей товаров и услуг.
Одним из показателей, характеризующих формальную институциональную среду, является индекс легкости ведения бизнеса. Он рассчитывается по методике Всемирного банка как среднее арифметическое ранга каждой страны по всем семи группам показателей. Для анализа влияния неформальных институтов на развитие бизнеса используется индекс восприятия коррупции (ИВК),рассчитываемый «Transparency International» (TI). Коррупция считается важной общественно-политической проблемой, снижающей темпы экономического роста и его качество. Размер коррупции по всему миру исчисляется триллионами долларов. По данным отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, опубликованным в сентябре 2008 года, «Doing Business 2009» составлена таблица 4.
Таблица 4 - Рейтинг (место) отдельных стран по Индексу восприятия коррупции (ИВК)
Страна |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Польша |
45 |
64 |
67 |
70 |
61 |
61 |
58 |
Литва |
36 |
41 |
44 |
44 |
46 |
51 |
58 |
Латвия |
52 |
57 |
57 |
51 |
49 |
51 |
52 |
Эстония |
29 |
33 |
31 |
27 |
24 |
28 |
27 |
Армения |
|
78 |
82 |
88 |
93 |
99 |
109 |
Азербайджан |
95 |
124 |
140 |
137 |
130 |
150 |
158 |
Беларусь |
36 |
53 |
74 |
107 |
151 |
150 |
151 |
Грузия |
85 |
124 |
133 |
130 |
99 |
79 |
67 |
Молдова |
93 |
100 |
114 |
88 |
79 |
111 |
109 |
Казахстан |
88 |
100 |
122 |
107 |
111 |
150 |
145 |
Кыргызстан |
|
118 |
122 |
130 |
142 |
150 |
166 |
Россия |
71 |
86 |
90 |
126 |
121 |
143 |
147 |
Украина |
84 |
106 |
122 |
107 |
99 |
118 |
134 |
Узбекистан |
68 |
100 |
114 |
137 |
151 |
175 |
166 |
Большинство стран мира борется с коррупцией в силу ее негативных последствий: бедность; худший доступ к услугам здравоохранения и дополнительные расходы для инвесторов; возникающее неуважение к закону.
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Далее, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Далее, создается атмосфера конкуренции и соответствующая среда для предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Основными факторами, определяющими бизнес-среду, являются государственное регулирование, инвестиции, коррупция, налоговое бремя, законодательное регулирование, права собственности и доступ к финансовым ресурсам. Основными источниками данных о бизнес-среде и предпринимательской активности являются доклады Всемирного банка. Характеризующие бизнес-среду показатели, используемые в анализе, измеряют степень государственного регулирования, защиты прав собственности и их влияние на поведение фирм, в частности, малого и среднего бизнеса. Выделяют семь групп таких показателей: регистрация бизнеса, мобильность рынка труда, регистрация собственности, получение кредита, защита инвесторов, исполнение контрактов, закрытие бизнеса. Для анализа влияния неформальных институтов на развитие бизнеса используется индекс восприятия коррупции.
Анализ факторов бизнес среды функционирования малых предприятий показал наличие двух больших групп проблем: административно-правовые недостатки и барьеры (процедура регистрации МП все еще требует больших материальных и трудовых ресурсов, сложная и дорогостоящая система получения разрешений и лицензий, регулирование цен, налогообложение) и организационно-информационные барьеры несовершенство законодательства, зарегулированность, высокие издержки разного рода, как материальные, так и нематериальные, недостаточный доступ к информации и низкий уровень компетенции самих работников, занятых в контрольно-отчетных органах госуправления).
Необходимо стабилизировать и существенно улучшить законодательство, регламентирующее вопросы создания и регистрации. Среди основных мер, упрощающих процедуру регистрации, можно выделить: переход на уведомительный принцип регистрации кроме небольшого количества сфер деятельности, в которых хозяйственная деятельность должна осуществляться под контролем государства или на основании концессии; качественная реализация принципа регистрации в одном окне; сокращение перечня документов, представляемых для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; переход на добровольный характер процедуры нотариального заверения документов при регистрации либо ввести право чиновника заверять копии документов для нужд данного органа госуправления (такая практика существует в странах Центральной и Восточной Европы и других госдарствах).
Оптимальное налогообложение способствует развитию инфраструктуры системы поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Для улучшения ситуации в сфере налогообложения можно предпринять следующее: снизить общий уровень налогообложения; упростить налоговую систему посредством сокращения количества налогов и платежей, расширения круга субъектов, имеющих право использовать упрощенную систему налогообложения; принять меры по снижению налогообложения фонда оплаты труда; снизить действующие ставки местных налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования до общего размера, не превышающего 3%; отменить особые налоговые режимы и льготы для любых секторов и предприятий; принять законодательную норму о вступлении в силу изменений в налоговом законодательстве, не раньше как месяц после их принятия и опубликования и другие. Отдельным направлением совершенствования налогообложения для стимулирования развития предпринимательства должна стать дальнейшая реформа упрощенной системы налогообложения через снижение ставки и снижения налогооблагаемой базы, ее упрощения с целью возможности и выгодности ее использования для большинства малых предприятий и ИП.
В связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать в стране. Речь идет о повышении качества экономического роста с целью создания конкурентных основ в экономике. Практическая реализация основных направлений по формированию и развитию инфраструктуры системы поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг будет способствовать качеству экономического роста, хотя проведение глубоких структурных преобразований, как правило, сопровождается снижением темпов роста.
Литература
1.Актуальные аспекты социально-экономического развития региона: монография под общ. ред. д.э.н., проф. Т.П. Елисеевой. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2012.
2.Захаров Г.П. Устойчивость бизнеса: управление риском в условиях рыночной экономики // Вестник Университета Российской академии образования. – 2006. - № 4.
3.http://www.weforum.org.
4.Сущенко Д.И. Тенденции становления и развития сферы услуг в региональной экономике (эл.ж. вак –ivdon.ru , №4, 2011 г.)