Градостроительная наука и организация центров военных округов
Аннотация
Показано формирование органов военного управления градостроительными методами, а так же взаимодействие между военным и гражданским территориальным органами с помощью создания специализированных подразделений в составе оперативно-стратегического командования (ОСК), сформулированы проблемы военной инфраструктуры и задачи для подготовки государства к обороне.
Ключевые слова: органы военного управления, оперативно-стратегическое командование, градостроительство, архитектурно-планировочная организация, территориальное развитие, объекты военной инфраструктуры, градостроительный комплекс.05.23.22 - Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
Общеизвестно, что градостроительная наука и практика как составная часть архитектурной деятельности решает вопросы территориально - пространственной организацией среды для повседневной жизни любого человека. Результат этого преобразования в первую очередь зависит от разработанности вопросов организации, эффективного управления территорией населенных мест. Реформирование тех или иных сфер общественной жизни диктует необходимость четкости теоретических обоснований и теоретических основ градорегулирования.
Адаптация органов военного управления к современным реалиям военного строительства, уточнение их структуры, задач и функций являются насущной необходимостью нынешнего этапа развития военной организации государства [1].
Радикальные изменения военно-политической обстановки в мире, вызванные распадом СССР, оказали существенное влияние на военно-административное деление территории страны. Оно, по оценке военных специалистов в новой России, не составляло целостной системы и не в полной мере соответствовало интересам безопасности государства. Проблема усугублялась недостаточной увязкой территориального размещения центров управления войсками региона с гражданским расселением.
Если вникнуть в суть определения «Военный округ - территориальное общевойсковое объединение частей, соединений, военно-учебных заведений и различных местных военных учреждений»[2], то можно обнаружить, что такая трактовка не указывает на прямую связь с градостроительством, хотя одновременно ориентирует на размещение воинских частей по территориям.
На сегодня в России военный округ составляет особую систему, которая включается в структуру оперативно-стратегического командования (ОСК), что обеспечивает осуществление необходимых мер, связанных с подготовкой к активной обороне частей, соединений, военно-учебных заведений и различных военных учреждений видов Вооруженных сил и родов войск.
Оборонительная доктрина кардинально изменила военный округ, его границы, территорию, функции и структуру сил. Это определяет его новое содержание в составе ОСК, развитие которого - важнейшее направление территориальной военной организации государства, включая системы управления войсками и оружием, адаптированные к современным требованиям с учетом реалий экономического и политического характера.
Организация ОСК означает новый этап в формировании военного округа. Сегодня в военную инфраструктуру центра ОСК включаются общегосударственные объекты. К ним относят все виды коммуникаций и транспорта.
Общеизвестно, что архитектура имеет два уровня организации: градостроительную и собственно архитектурную. Обзор источников по данной тематике позволил установить, что понятие военного округа в градостроительной науке отсутствует.
Градостроительство в целом обеспечивает создание искусственной среды, позволяющей обезопасить общество и государство. Размещение производительных сил государства всегда являлось прерогативой градостроительства, науки так и практики. Однако в размещении военной силы и соответствующем ему оборудовании центра управления войсками и в особый и в мирный период градостроитель пока не участвует. Следовательно, рациональное размещение войск в мирное время как реализация одной из главных государственных задач в области военного строительства и обеспечения национальной безопасности не может быть достигнуто.
Отмеченные аспекты позволяют говорить о проблемной ситуации, которая проявляется в том, что развитие центра ОСК в изменившихся социальных и хозяйственных условиях осуществляется без обоснованной градостроительной стратегии.
Размещение войск в военном округе организуется как пространственная градостроительная структура, в которой наблюдаются вполне явные, устойчивые связи между элементами - военными объектами. В градостроительстве такие структуры принято называть групповыми, а саму структуру - групповой структурой расселения [3, 4].
Практически архитектурно-планировочная организация центра ОСК должна начинаться с обоснования градостроительного подхода к формированию центра региона, который является важнейшей составляющей военной инфраструктуры. Ликвидация главного пункта управления войсками означает потерю боеспособности Вооруженных сил на всем оперативно - стратегическом пространстве. Поэтому защита и создание условий для эффективного функционирования стационарных военных объектов, образующих центр ОСК, - важнейшая задача, которая должна решаться всеми средствами, в том числе и градостроительными приемами.
Современная практика территориального развития и повседневной жизнедеятельности центра ОСК характеризуется несоответствием между требованиями к качеству функционирования его как части военной инфраструктуры и градостроительными условиями размещения, а так же состоянием элементов социальной составляющей военных объектов.
Центр любого города в Российской Федерации в инженерно-транспортном отношении - кризисная зона и поэтому не подходит для дислокации центров ВС, учитывая вероятность чрезвычайных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать обеспечению охраны центра ОСК и нарушение функции управления войсками региона. Выходом из ситуации может стать формирование центра ОСК как градостроительного комплекса, т.е. автономного, компактного, функционально организованного.
Анализ современного состояния функционирования центров военных округов показал, что территориальная организация, нормативы по расчету сетей, номенклатура учреждений и их размещение в структуре военного округа и др. не достаточно отвечают требованиям времени. Они опираются на широкое использование опыта, привнесенного из гражданской практики, что отражает пока сохраняющуюся застойность социальных и хозяйственных явлений, характерных для социалистического периода развития страны.
Неравнозначно положение центра ОСК к границам территории. Московский ОСК, единственный из шести, имеет срединное положение центра, Северокавказский - смещенное положение. Центры всех остальных ОСК смещены к сухопутным границам с весьма существенным эксцентриситетом. Планировочная структура центров ОСК в структуре городов позволяет сделать вывод о том, что все центры располагаются в центральной их части, прикрыты живым щитом населения.
Военные объекты центра ОСК как федеральная собственность в пространстве города требуют соответствующего градорегулирования их развития, поскольку занимаемые ими территории и здания весьма привлекательны для инвестиционных проектов, в которых заинтересованы городские власти.
Установлено, что территориальная организация центра ОСК должна осуществляться в направлении формирования комплекса - высокоорганизованной системы с уплотненными связями между составляющими элементами - военными объектами. Архитектурно это находит свое выражение в компактности застройки его территории, плотно и активно связанной с комплексом городского хозяйства. Для формирования комплекса центра ОСК могут использоваться кольцевые автомобильные дороги (КАД), непрерывного и скоростного движения.
Для решения задач обороны города КАД - реальность развертывания войск, их маневра в городской застройке, сокращения времени занятия рубежей, создания складов резерва, боеприпасов, продовольствия, медицинского и иного имущества, топливных баз, сборных пунктов поврежденной техники и др. Разгрузка центра от военных объектов, компактное их размещение с обслуживанием и жильем сулит улучшение условий функционирования, как военной инфраструктуре, так и городу в их совместном развитии.
Таким образом, создание градостроительного комплекса ОСК представляется разрешением противоречия между военной и гражданской администрацией, с одной стороны, и демонстрирует теоретический вклад в градостроительную и военную науки по архитектурно-планировочному формированию центра ОСК - с другой.
Собственно, штаб ОСК есть комплекс, включая здания, сооружения, благоустройство, - как соединение социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, - объективно обладает архитектурными свойствами и качествами.
Сегодня издание Генерального штаба Министерства Обороны (ГШ МО) "Военная мысль" свидетельствует о кризисе в военной науке размещения войск. В то же время кризис в градостроительстве отмечался Общим собранием РААСН (2000 г). Выход видится в сложении потенциалов военной науки и градостроительства. Теоретическая основа формирования центра ОСК - залог успешного развития гарнизона и города.
Обостряет проблемную ситуацию всего комплекса обустройства Вооруженных сил кризис градостроительной науки последних десятилетий. Ее теория и практика оказались не готовыми к реформированию общества, в том числе и Вооруженных сил, несмотря на то, что военное строительство является одним из базовых в формировании любого государства. Перестройка общества разрушила государственную систему управления развитием городов и поселений, резко снизила градостроительную дисциплину.
В настоящее время крупнейшие города становятся предметом тщательного изучения как военно-стратегические объекты. "Продолжающаяся концентрация в городах объектов промышленности, управления, узлов коммуникаций, запасов материальных средств, значительной части населения, особенно в развитых странах, а также особая роль городов при ведении современных боевых действий, заставляет искать новые направления в теории и практике военного искусства [5, 6].
Современные локальные конфликты свидетельствуют об особой роли градостроительных структур при использовании новейших вооружений и способов организации войск. Анализ опыта локальных войн и вооруженных конфликтов последних лет свидетельствует, что именно города, военная инфраструктура их центров управления становятся первоочередными объектами противоборствующих сторон [7, с. 23, 24].
Объекты военной инфраструктуры - это искусственно созданные материальные структуры, и они функционируют для проведения повседневной подготовки войск. Но такая же функция и такие же свойства характерны и для архитектурных объектов, которые сами по себе и в совокупности образуют искусственно созданную материально-пространственную среду, предназначенную для повседневной жизни и деятельности людей [8, 9].
Становится очевидной глубинная связь военной инфраструктуры с архитектурной и ее градостроительной организацией населённых мест. Таким образом, неизбежно напрашивается вывод о том, что в изучении военной инфраструктуры следует использовать методы градостроительной науки [10]. Типологические особенности военной инфраструктуры центра оперативно-стратегического командования детерминируют корректировку научного сопровождения развития военных объектов, пересмотр нормативов обеспечения, темпов организации материальной среды.
Территория региона ОСК включает военную инфраструктуру и ее элементы. Организацию территории для повседневной жизни и деятельности людей осуществляет градостроительная наука и практика. Это дает право на использование градостроительного подхода в мероприятиях, направленных на развитие центра ОСК.
Организация Вооруженных сил проявляется в социальной и материальной структурах. Это предопределяет структурирование живой силы и пространственное размещения ее со всеми необходимыми атрибутами жизнеобеспечения.
Если военная инфраструктура - комплекс, то и система гарнизонов (военных объектов) должна быть комплексом и сам военный объект как конечный элемент систем должен формироваться как комплекс.
Современная наука позволяет отнести военный объект к комплексу - отдельному случаю элементы системы с высокой степенью внутренних контактов, которые в силу усиленных взаимосвязей должны образовывать активно сопряженную структуру размещения на территории. Установленное свойство имеет важное значение для градостроительной теории в целом и его военного направления, в частности.
Следовательно, военный объект как искусственно организованная трехкомпонентная система объединяющий военный потенциал, военную технику, здания и сооружения, может быть классифицирована как комплекс, предназначенный для достижения специфической, генеральной цели - защиты страны. Успех реализации этой цели обеспечивается главным свойством комплекса - "высокой степенью внутренней взаимосвязи" элементов на каждом из уровней иерархии [11].
В военной науке принято, что по характеру и содержанию все военные системы на любом уровне иерархии можно отнести к двум типам. Первый - включает материальные системы в составе различных комплексов сил и средств вооруженной борьбы; второй - объединяет функциональные "системы-процессы", в которых формируются и проявляют себя системы сил и средств борьбы [12, с. 364].
Понимание военного объекта и системы их размещения как комплекса приводит к выводу, что материальное пространство, искусственно организуемое для военных целей, выступает в трех следующих качествах: как материальное средство вооруженной борьбы - собственно особая техническая система; как средство восстановления физических и духовных сил личного состава; как средство воспитания воинских коллективов.
В настоящее время центр ОСК как градостроительная структура, входящая в состав военной инфраструктуры гарнизона, обладает системными признаками, которые требуют своего совершенствования. В первую очередь следует обеспечить территориальные связи, потому как их разрушение означает переход системы в менее эффективное качество - совокупность.
Однако на практике центр ОСК не обладает качеством градостроительного комплекса и, следовательно, его архитектурно-планировочная организация не эффективна ни в военном, ни в мирном отношении.
Современное развитие центра ОСК должно осуществляться в направлении формирования градостроительного комплекса, который будет определять его типологические признаки и место в градостроительных структурах.
Для этого выделены основные приемы и способы развития планировочной структуры центра ОСК, которые учитывают совершенствование организации территории, связанной с городом - его социальной, инженерной и транспортной инфраструктурами.
С точки зрения размещения сил, процесс градорегулирования диктует необходимость изучения самой территории, где осуществляется размещение частей и подразделений. Совокупный процесс в конечном итоге подразумевает размещение производительных сил общества, в том числе его Вооруженных сил [13]. Содержание этой объективной связи градостроительства и Вооруженных сил в современной градостроительной науке не раскрыто.
Становится очевидным, что современное построение военной инфраструктуры, грамотное размещение войск и сил на территории невозможно без участия градостроительства, его теоретической основы и практических знаний. Иными словами, современное размещение войск без военного градостроительства обречено на малоэффективный результат [13] и важное непроизводственные затраты бюджетных средств.
В последнее десятилетие существования нашего государства возникло определенное несоответствие официальных взглядов на реформирование ее Вооруженных сил, обеспечение военной безопасности страны. Не перечисляя эти взгляды, наша задача - утвердить для военной науки и практики необходимость учета знаний градостроительства при формировании центра ОСК [14].
Схожесть тематики для военной и гражданской градостроительной практики определяет возможность использования накопленного градостроительной наукой методологического и исследовательского арсенала в решении проблем, связанных с развитием центров военных округов, с учетом воинской специфики для разработки теоретической базы градостроительного развития центров управления войсками постоянной боевой готовности вооруженных сил России.
Однако градостроительная и военная науки оставили вне поля своего внимания территориальную организацию центра ОСК как стратегически важной цели потенциальной агрессии. Центр ОСК, обладая специфическими особенностями, в меняющейся социальной, экономической, правовой и материальной среде военного округа диктует необходимость увязки своего развития в законодательном, инвестиционном и иных аспектах градорегулирования, принимая во внимание размытость современной городской функции и неидентифицированность градообразующего фактора.
Размещение военной силы одновременно вступает в контакт с расселением и размещением производства, что диктует необходимость регулирования совместного развития, выполняемое градостроительной деятельностью. Она сегодня не востребована в Вооруженных силах, поэтому нельзя рассчитывать на эффективность территориальной организации объектов центра военного округа. Этой ситуации способствует глубокий кризис военной и градостроительной наук, обособившихся друг от друга, оставившими без должного внимания организацию центров управления войсками оперативно - стратегического командования.
Невостребованность специалистов, умеющих разрабатывать генеральные планы городов, породила опасное заблуждение в ненужности этих работ. Необходимость теоретического осмысливания и конкретного исследования факторов развития центров управления войсками оперативно - стратегического командования в настоящее время дополняется недооценкой архитектурной деятельности в условиях Вооруженных сил. Между тем весь ход военного строительства как системы мероприятий защиты государства, осуществляемых в интересах укрепления его военной мощи, убеждает в необходимости возрождения роли зодчего в организации повседневной жизни гарнизонов.
Все сказанное позволяет заключить, что обнаруживается настоятельная потребность в разработках методологических основ, градорегулирования развития центров управления войсками, теоретических положений деятельности градостроителя на современном этапе строительства Вооруженных сил, новых и корректировки действующих практических рекомендаций архитектурно-градорстроительных решений по развитию центров ОСК. Схожесть предназначения поселений, вообще, и военных гарнизонов в частности, с точки зрения теории и практики градостроительства, позволяет говорить о том, что без методологии территориального планирования практически действенную военную инфраструктуру и, разумеется, нормальное обустройство центра военного округа создать невозможно. И, как результат, нельзя надлежащим образом подготовить государство к обороне.
Литература
- 1. Скворцов А.С. В ответ на новые угрозы // Вестник академии военных наук. - 2006. -№ 1 (14).
2.Методология военно-научного познания / Под ред. И.Е. Шаврова, М.И. Галкина,- М.: Воениздат, 1977.
3.Развитие и регулирование системы расселения в СССР. > М.: Статистика, 1974. - 214 с.
4.Владимиров В.В. Расселение и экология. - М.: Наука, 1996.
5.Бланк В. П., Собровин В. А. Некоторые вопросы обороны населенных пунктов // Военная мысль. - 1994. - № 3. - С. 30. ..35.
6.Фуженко И.З., Малышев, Олесик Н.С. О роли городов в достижении стратегических целей современных войн и военных конфликтов // Военная мысль. - 1993. -№11.
7.Булатов А. Ф. Способы овладения городами и условия их применения // Военная мысль. -2001. - № 2. - с. 23...28.
8. История Ленинградского военного округа. - М.: Воениздат, 1974.-250 с..
9. Кудрявцев А. П. К архитектуре России XXI века // Архитектура и строительство Москвы. - 2001. - № 2,3.
10. Ю.Владимиров В.В., Саваренская Т. Ф., Смоляр И. М. Градостроительство как система научных знаний /Под ред. И. М. Смоляра - М.: РААСН, 1999.
11. Бунин М.А. Градостроительная организация гарнизонного комплекса Северо-Западного региона: Дис. д-ра архит./ ВИТУ.- СПб., 2004. Инв. № 31619.
12. Климанов С.Г. Архитектурно-планировочная организация жилого комплекса курсантов ВВУЗов Санкт-Петербурга (социально-демографические аспекты градостроительного проектирования): Дис. канд. архит. - СПб.: СПГАСУ, 2000.
13. Мухин В. И. Проблемы архитектуры жилых зон и городов в гарнизонной системе (методологический и градостроительный аспекты): ДОС. д-ра архит. / ЛВВИСУ. - Л., 1987.- 373 с.
14. Островский В. Современное градостроительство. - М.: Стройиздат, 1979