ivdon3@bk.ru
Рассматриваются ключевые проблемы ресурса и повреждаемости подкрановых балок в течение продолжительного периода эксплуатации. Предлагается классификация наиболее опасных дефектов подкрановых балок. Основное внимание уделяется воздействию периодических нагрузок на возникновение и рост усталостных трещин. Статья проводит анализ международных исследований с целью выявления методов и методологий, применяемых для обеспечения безопасности и надежной эксплуатации исследуемых объектов. Показано, что особое внимание должно уделяться периодическому обследованию с целью раннего обнаружения трещин различной этиологии и своевременному принятию необходимых мер. Выявлено, что наиболее эффективным подходом к обеспечению надежной и безопасной эксплуатации исследуемого объекта на всем протяжении его жизненного цикла является коллаборация современных расчетных методов, включая механику разрушения, и экспериментальных методик при проведении периодических обследований, что позволит ранжировать зоны подкрановой балки по вероятности возникновения дефекта и уменьшит риск внезапного хрупкого разрушения.
Ключевые слова: подкрановая балка, трещина, хрупкое разрушение, механика разрушения, деформация сдвига, нормальный отрыв, метод конечных элементов, ранжирование по опасности разрушения, техническое обслуживание, напряженно-деформированное состояние