ivdon3@bk.ru
Транспортная задача (ТЗ), как одна из форм задачи линейного программирования, позволяет оптимизировать распределение ограниченных ресурсов пожарных подразделений (пожарных автомобилей, оборудования и материалов) по нескольким одновременным вызовам. Применение ТЗ, как альтернативы ныне существующему детерминированному расписанию выездов, для распределения ресурсов должно повысить эффективность реагирования, т.е. снизить ущерб. В статье предлагается алгоритм оценивания этой величины снижения ущерба на основе использования имеющихся официальных статистических данных о пожарах и с учетом структуры ТЗ.
Ключевые слова: обратная задача, задача линейного программирования, спектр задачи, область допустимых решений, гистограмма распределения ущерба
В работе рассмотрены принципы и алгоритмы повышения эффективности функционирования подразделений пожарной охраны за счет управленческих инноваций, в числе которых страховые принципы возмещения ущерба и финансирования подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС), привлечение инструментов лизинга и аутсорсинга. За основу моделирования влияния инновационных факторов на эффективность ликвидации пожаров принята модель страхового обеспечения пожарных подразделений, учитывающая страховую нагрузку на группы населения РФ. В расчетах и оценках использованы официальные данные пожарной статистики и Росстата.
Ключевые слова: инновации, аутсорсинг, лизинг, страховой тариф, возмещение ущерба, коммерческие пожарные подразделения, сценарии применения
Рассматриваются вопросы моделирования взаимодействия человека и роботов в общей операционной среде в целях выбора оптимальных параметров такой системы. Контекстом применения мультиагентных робототехнических систем (МРТС) является мониторинг пожароопасной территории. В состав гомогенной МРТС входят беспилотные летательные аппараты (БПЛА), циклически выполняющие операции облета своего участка территории (с идентификацией возгораний) в автономном режиме, возвращение на базу зарядки, ожидание зарядки, зарядка, возвращение в зону своей ответственности, облет своего участка и т.д. В зоне зарядки работает оператор, к которому БПЛА не должны приближаться менее, чем на определенное расстояние. Система представлена в виде многоканальной системы массового обслуживания (в зоне зарядки). Строится имитационная модель, позволяющая по данным многих прогонов построить полиномиальные регрессионные зависимости показателей качества работы МРТС от ее параметров, по которым решить многокритериальную задачу выбора оптимальных параметров зарядного терминала МРТС.
Ключевые слова: коботы, имитационное моделирование, беспилотные летательные аппараты, система массового обслуживания, уравнения регрессии, оптимизация
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах
Предложен подход к решению задачи распределения сил и средств (СиС) в тех ситуациях, когда диспетчер пожарного гарнизона города получает практически одновременно (на коротком интервале времени) несколько вызовов на пожар. Распределению подлежат пожарные автомобили различной специализации и другое оборудование пожарно-спасательных частей. В качестве формальной модели для оптимального распределения СиС по вызовам предложена транспортная задача (ТЗ). Однако, для ее использования необходимо знание платежной функции (транспортной таблицы), отражающей показатели различных типов, что априори достоверно задать практически невозможно. Для преодоления этой неопределенности предложено использование структурированной экспертной процедуры, представленной в виде детализированного алгоритма. Работа алгоритма проиллюстрирована на модельном примере.
Ключевые слова: транспортная модель, оптимальное распределение, целевая функция, задача линейного программирования, парные сравнения, ранжирование, план распределения
Предложен алгоритм планирования работ в группе автономных мобильных роботов, выполняющих функции ликвидации последствий пожаров или чрезвычайных ситуаций (ЧС). Такая мультиагентная робототехническая система (МРТС) должна эффективно работать без непосредственного участия оператора, выполняющего функции лица, принимающего решения (ЛПР). Автономность работы МРТС обусловлена условиями ЧС с очагами заражения, опасного для пребывания людей. В работе предложен подход и соответствующий алгоритм построения машинообучаемой модели, решающей для МРТС задачи оптимального текущего планирования операций по ликвидации ЧС, где в качестве учителя выступает опытный ЛПР-оператор.
Ключевые слова: мобильные роботы, рабочая зона, распределение заданий, ограниченные ресурсы, задача линейного программирования, оптимальное планирование, ограничения
Переход пожара из одной фазы в другую представлен сменой состояний марковской цепи. Рассмотрены фазы свободное горение, тушение и ликвидация последствий. Исходными данными для построения марковской модели является выборка наблюдений временных показателей реагирования. Построены рекуррентные выражения для оценивания матрицы вероятностей перехода марковской цепи. Проиллюстрированы прогностические возможности построенной марковской модели процесса развития пожара.
Ключевые слова: фаза пожара, марковская цепь, матрица вероятностей перехода, вероятность окончания, рекуррентное оценивание, вектор начальных вероятностей, прогнозирование
Предложен метод косвенного оценивания эффективности применения внутренних и внешних проверок готовности подразделений Государственной противопожарной службы к выполнению задач реагирования на вызовы. Потенциал повышения эффективности оценивается по снижению различных видов ущерба за счет улучшения показателей реагирования. Исходными данными для оценивания являются статистические данные временных характеристик реагирования пожарных подразделений на вызовы, которые аппроксимируются гамма-распределением. При оценивании учитываются регрессионные зависимости ущерба от показателей реагирования.
Ключевые слова: контроль, ущерб, время реагирования, гамма-распределение, квантиль, потенциал повышения эффективности