ivdon3@bk.ru
В современном обществе в процессе формирования гендерной идентичности особое значение имеет фактор информационного воздействия. Целью работы является изучение психологических источников информационного воздействия, которые оказывают влияние на формирование гендерной идентичности школьников разных возрастных категорий (подростки, старшеклассники). Проведенное исследование подтвердило гипотезу, что родители являются самым достоверными, доступными и влиятельными источниками информации, оказывающими влияние на формирование гендерной идентичности школьников. В исследовании применялись: методика ранжирования источников информации И. К. Каширской, методика «Маскулинность и фемининность» (модификация Т. А. Бессоновой) и методика М. Куна «Кто я?» (модификация Т. В. Румянцевой).
Ключевые слова: гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, андрогинность
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
В статье обсуждается актуальность оценки содержания нитратов в пищевых продуктах для обеспечения экологической безопасности на индивидуальном уровне. Приводятся данные о негативном влиянии повышенного содержания нитратов в продуктах растительного происхождения на здоровье человека. Обсуждаются результаты исследования по определению содержания нитратов в пищевых продуктах с помощью бытового нитратомера «Soek nuk-019-2». На основе полученных результатов даются практические рекомендации по обеспечению безопасности потребления пищевых продуктов.
Ключевые слова: пищевая безопасность, продукты питания, содержание нитратов, бытовой нитратомер
05.11.13 - Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий
Мобильными телефонами в современном мире пользуется около девяносто процентов населения, однако до сих пор отсутствуют однозначные сведения о том, вредит ли это устройство здоровью человека или нет. Наличие неопределенных рисков делает особо актуальным формирование культуры безопасности пользования мобильными устройствами. С целью определения этого аспекта культуры безопасности были опрошены 94 студента ЮФУ. Оказалось, что только для 30 % опрошенных характерен достаточный уровень культуры безопасности в пользовании мобильными телефонами. Это определяет необходимость формирования этого аспекта культуры безопасности в ходе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе
Ключевые слова: Культура безопасности, мобильные телефоны, потенциально вредные факторы, правила пользования, студенты вуза
В современном обществе к факторам, оказывающим негативное влияние на здоровье студентов, добавился еще один: ненормированное использование ими электронных устройств (сотовый телефон, компьютер, планшет) в образовательной и досуговой сферах. Проведенное исследование подтвердило гипотезу, что студенты, которые часто используют электронные устройства (сотовый телефон, компьютер, планшет) имеют нарушения зрительной системы. Полученные нами результаты подчеркивают необходимость осуществления профилактических мероприятий в студенческой среде: обучение студентов навыкам зрительной гимнастики, разъяснительно-профилактических мероприятий, способствующих воспитанию ценностного отношения студентов к своему здоровью и сохранению их зрительного здоровья.
Ключевые слова: электронные устройства, зрительная система, безопасность зрительной системы, синдром компьютерного зрения, зрительное здоровье, зрительная гимнастика
05.11.18 - Приборы и методы преобразования изображений и звука
Экологическая культура рассматривается как позиция человека по отношению к природе, форма проявления экологического сознания, органично входящая в систему мировоззрения как интеграция знания, самосознания и целеполагания личности. Она формируется в процессе экологического воспитания, которое представляет собой создание условий для усвоения личностью экологической культуры, выработанной обществом, с ее неизбежным изменением в преемственности поколений. Экологическая культура находит воплощение в реальном поведении человека. Экологическое сознание является высшим уровнем психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексией места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире. Оно выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт. Содержание сознания не совпадает с мировоззрением: мировоззрение есть специфическая форма сознания, которая включает фундаментальные, наиболее общие идеи, определяющие мироотношение человека и являющиеся результатами обобщения знаний, личного опыта, эмоциональных оценок. Для экологического сознания эту роль выполняет экологическая культура в качестве необходимой части мировоззрения. Компонентами экологической культуры являются: понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи; целостность знаний об окружающей среде; способность мыслить в границах экологической безопасности; следование законам, охраняющим природную среду; способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой; готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды. Экологическая культура анализируется с позиций системного, деятельностного, социокультурного и информационного подходов. Она направляет поведение человека в сторону гармонизации социальных и природных взаимоотношений и является составляющей его безопасности.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое сознание, антропоцентрическое экологическое сознание, экоцентрическое экологическое сознание, безопасность
05.11.17 - Приборы, системы и изделия медицинского назначения
Экологическая культура включает диалектически взаимосвязанные элементы: экологические знания, экологическое сознание и экологическую деятельность. Экологические знания являются базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам. В содержании экологических знаний выделяют социально-экологические и реально-практические знания. Экологическая деятельность охватывает виды деятельности, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды. Экологическое сознание рассматривается как высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире. Экологическая культура присваивается человеком в процессе экологического воспитания. Экологическое воспитание в широком смысле рассматривается как социализация, процесс усвоения человеком определенной системы экологических знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Средствами формирования экологической культуры являются участие молодежи в международных, всероссийских и региональных научных и эколого-образовательных исследовательских проектах по мониторингу состояния окружающей среды, в социально значимых акциях в поддержку охраны заповедников и памятников природы, в озеленении городов, населенных пунктов, улучшение экологической среды жилых и рабочих помещений. Экологическое воспитание в узком смысле – составная часть нравственного воспитания, единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Приоритетными направлениями и механизмами формирования экологической культуры являются: пропаганда экологической культуры и этики, развитие эффективной национальной системы экологического просвещения населения, организация национальной системы экологического образования, формирование экологической культуры и развитие гражданского общества. Формирование экологической культуры студентов технического вуза включает усвоение экологических знаний, развитие экологического сознания и навыков экологически правильного поведения с применением активных методов обучения и этических принципов.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое сознание, экологическое поведение
05.11.17 - Приборы, системы и изделия медицинского назначения
Проблема безопасности человека стала в современном мире чрезвычайно актуальной. Целью нашего исследования является изучение культуры здоровья как составляющей психологической безопасности личности. Мы придерживаемся личностного подхода и рассматриваем психологическую безопасность с точки зрения субъектов взаимодействия. Формирование культуры здоровья должно предусматривать также определенную деятельность по активизации резервных возможностей организма, формированию ощущения защищенности и свободы самовыражения. В разработанной структуре культуры здоровья предусмотрены: переход субъекта на позитивную картину мира, включая изменение точки зрения на свое положение в нем, построение оптимистической жизненной перспективы личностного и профессионального развития; оптимизация своего взаимодействия с окружающей средой, включая повседневную и профессиональную деятельность, расширение представлений о возможностях своего организма, овладение приемами саморегуляции психического состояния, целенаправленное овладение знаниями, умениями и навыками в сфере здоровья, регулярные занятия физической подготовкой
Ключевые слова: психологическая безопасность личности, психологическое здоровье, здоровый образ жизни, здоровье, сбережение, культура здоровья.
05.11.17 - Приборы, системы и изделия медицинского назначения