ivdon3@bk.ru
Крепь в призабойной зоне ствола представляет систему колец из монолитного бетона, имеющего различный срок твердения, который возрастает от забоя вверх по стволу и определяется продолжительностью проходческого цикла. От возраста бетона зависят прочностные и деформационные параметры бетона крепи. Так для определения прочности бетона в ранние сроки твердения бетона используют различные эмпирические зависимости, связывающие прочность бетона в проектном возрасте с прочностью в требуемом возрасте. На основании серии расчетов, выполненных методом конечных элементов, установлено, что изменение скорости проходки не оказывает существенного влияния на соотношение между напряжениями и деформациями при достижении статического равновесия в системе «крепь – массив», которое при высокой скорости проходки наступает на большем удалении от забоя ствола. В то же время интенсивное загружение крепи в раннем возрасте может нарушить процесс естественного твердения бетона, привести к нарушению его структуры, развитию трещиноватости, что повлечет за собой снижение несущей способности и водонепроницаемости крепи, уменьшение ее долговечности.
Ключевые слова: ствол, проходка, крепь, бетон, напряжения, деформации, прочность, несущая способность
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 05.23.01 - Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки) ,
При проходке подземных сооружений во многих случаях применяют анкера и бетонную крепь. Эффективность их совместной работы определяет устойчивость подземного сооружения при длительной эксплуатации. В статье рассмотрена расчетная схема определения напряжений в породном массиве в окрестности подземного сооружения круглой формы с анкерно-бетонной крепью. В процессе деформирования анкеров в стержнях развиваются растягивающие усилия, препятствующие дальнейшему смешению породного контура. Таким образом, влияние анкеров можно представить в виде системы сосредоточенных сил, действующих вдоль их стержней. С учетом этих предпосылок, получены выражения для определения компонентов напряжений и радиального перемещения в произвольной точке породного массива, вызванных влиянием анкеров.
Ключевые слова: подземное сооружение, напряженно-деформированное состояние, породный массив, бетонная крепь, анкера
При проходке подземных сооружений во многих случаях применяют анкера и бетонную крепь. Эффективность их совместной работы определяет устойчивость подземного сооружения при длительной эксплуатации. В статье рассмотрена расчетная схема определения напряжений в породном массиве в окрестности подземного сооружения круглой формы с анкерно-бетонной крепью. В процессе деформирования анкеров в стержнях развиваются растягивающие усилия, препятствующие дальнейшему смешению породного контура. Таким образом, влияние анкеров можно представить в виде системы сосредоточенных сил, действующих вдоль их стержней. С учетом этих предпосылок, получены выражения для определения компонентов напряжений и радиального перемещения в произвольной точке породного массива, вызванных влиянием анкеров.
Ключевые слова: подземное сооружение, напряженно-деформированное состояние, породный массив, бетонная крепь, анкера
Отмечена необходимость проведения геотехнического мониторинга при строительстве подземных сооружений. Рассмотрена организация мониторинга по контролю растягивающих усилий в железобетонных анкерах. Выполнено сравнение экспериментальных и расчетных данных, которое позволило установить, что отклонения не превышают 19%. При применении анкеров с ограниченной длиной заделки в большом диапазоне условий в стержне анкера возникают критические внутренние усилия. Для увеличения работоспособности анкеров в их конструкции могут применяться податливые элементы в болтовом узле анкера.
Ключевые слова: подземное сооружение, мониторинг, анкер, скважина, растягивающие усилия, несущая способность, узел податливости
в статье изложены основные результаты теоретических и экспериментальных исследований в области неразрушающего контроля и прогнозирования геомеханического состояния сводовой части транспортных тоннелей. Показано, что для указанной цели можно применить метод акустической резонансной дефектоскопии. Методика исследований заключалась в регистрации резонансных откликов слоистого массива горных пород на ударное механическое возбуждение акустического сигнала. Инициирование и приём упругих колебаний производились в нижнем породном слое. Полученные технико-экономические показатели геофизического прогнозирования позволяют рекомендовать описанные подземные геофизические методы для широкого промышленного использования при проведении транспортных тоннелей
Ключевые слова: геомеханическое состояние, геологическая среда, массив, оценка, сводовая часть, транспортный тоннель, спектр, акустическая резонансная дефектоскопия, прогно, контроль, прогноз, ослабленный механический контакт