ivdon3@bk.ru
На территориях Севера России в связи с функционированием и развитием нефтегазового комплекса эксплуатируется большой парк гидрофицированных мобильных машин. Эксплуатация такой техники затруднительна в условиях низких отрицательных температур окружающего воздуха по причинам изменения теплового состояния агрегатов, элементов систем машин. Гидравлическая система в отличие от других систем машин распределена по всей машине, имеет большую протяженность, много элементов. Эффективность прогрева которых зависит от очередности, одновременности включения с учетом продолжительности и интенсивности прогрева каждого элемента. Данная задача решается путем автоматизации процесса тепловой подготовки гидропривода машин. Для этого разработана схема автоматизации процесса тепловой подготовки элементов гидропривода мобильной машины. Представлен алгоритм программы работы блока управления процессом тепловой подготовки. На примере прогрева рабочей жидкости выхлопными газами ДВС разработана функциональная схема автоматической системы управления процессом разогрева рабочей жидкости в гидробаке.
Ключевые слова: эксплуатация машин в условиях Севера, гидропривод машин, тепловая подготовка гидропривода, элементы гидропривода, автоматизация тепловой подготовки гидропривода, управление процессом тепловой подготовки, системы тепловой подготовки, прогрев гидроцилиндров
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
В условиях автономного функционирования специальной техники на Крайнем Севере и Арктики возникает необходимость использования ее внутренних источников для поддержания оптимального теплового состояния агрегатов и узлов. Это можно осуществить использованием системы утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания. Для этого предлагается тепловой аккумулятор. Проведено математическое моделирование теплового состояния теплового аккумулятора в стадии охлаждения. Определены основные факторы, влияющие на время охлаждения теплового аккумулятора: толщина теплоизоляции ТА, масса теплоносителя, температура теплоносителя, температура воздуха, скорость ветра. Также разработана математическая модель процесса охлаждения теплового аккумулятора в общем виде. Она представлена в графической форме, что упрощает определение времени охлаждения теплового аккумулятора при его проектировании. Для определения Q и Bi разработана программа «Time».
Ключевые слова: эксплуатация, тепловой аккумулятор, тепловая подготовка, теплопередача, система утилизации тепла, низкие отрицательные температуры
05.05.04 - Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
При разработке средств тепловой подготовки агрегатов, узлов и систем машин, эксплуатирующихся при низких отрицательных температурах, следует уделить большое внимание мониторингу их теплового состояния. На данный момент, существует большое количество способов измерения температур. Все они подразделяются по принципу действия. Существует большое количество датчиков для измерения температуры, основанных на данных принципах. Однако при построении автоматики средств тепловой подготовки машины особую роль играют эксплуатационные качества датчиков различной конструкции при использовании их в узлах автоматики для определения температуры узлов, агрегатов и систем машин. На данный момент при проектировании автоматики большое распространение получили микроконтроллеры, которые содержат компараторы и аналогово-цифровые преобразователи в одном кристалле и позволяют преобразовывать аналоговые электрические величины в цифровую форму. Это обеспечивает высокую точность срабатывания.
Ключевые слова: тепловое состояние, тепловая подготовка, машины, измерение температуры, полупроводниковый датчик, терморезистор, термопара, микроконтроллер, аналогово-цифровой преобразователь
05.05.04 - Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины
при работе машин в разных природно-климатических условиях и нагрузках изменяется тепловое состояние всех агрегатов и систем. Это приводит к повышенным износам, расходу горюче-смазочных материалов, и как следствие, к снижению эффективности эксплуатации машин. Для снижения этих воздействий необходимо управлять тепловым состоянием агрегатов и узлов. Это возможно при постоянном их мониторинге с последующим управлением их состоянием. В соответствие с этим рассмотрен вопрос мониторинга теплового состояния агрегатов строительных и дорожных машин, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера и Арктики. Также рассмотрено управление тепловыми процессами агрегатов машин. Для этого разработана универсальная система сбора данных с функциями управления на основе аналогово-цифрового преобразователя. Предложено дальнейшее ее совершенствование с функциями универсальности, многозадачности и удобства работы.
Ключевые слова: строительная машина, агрегаты, низкие температуры, тепловое состояние, измерение, мониторинг, управление, датчик, аппаратно-измерительный комплекс
05.05.04 - Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины
на основе анализа способов и схем уборки снега с дорог и тротуаров выявлено, что нет снегоуборочной техники, которая очищала бы в один проход только боковые стороны дороги при очищенной средней части дороги. При этом для решения этой задачи используются также две машины. В соответствие с этим поставлена цель работы: повышение производительности снегоуборочных машин. Для изучения этого вопроса были На основе анализа рабочих органы снегоуборочных машин разработан и исследуется новый рабочий орган отвального типа для уборки снега с дорог. Определено, что имеется дополнительный ресурс повышения производительности машин. Это достигается за счет совершенствования конструкции рабочего органа. При этом не будет возрастать сопротивление на машину, т.к. предлагается симметричная конструкция отвала с поворотными и раздвижными его половинами, которые будут уменьшать сопротивление, а также обеспечивать устойчивость машины.
Ключевые слова: снегоуборочная машина, уборка снега с дорог, схема уборки снега с дорог, отвал, рабочий орган
05.05.04 - Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины