ivdon3@bk.ru
Обосновывается необходимость учета факторов тумана и дождя при разработке подвижных роботизированных платформ и исследования численных параметров тумана и условий его возникновения. Приведен вид общий тормозной системы и принцип осушения ее посредством периодического трения тормозной колодки о диск колеса. Разработана схема устройства управления тормозной системой на микроконтроллере и датчиках контролирующих условия возникновения тумана и дождя, дана оценка надежности этого устройства. В приведенном алгоритме работы устройства управления учтены условия возникновения тумана и требования к параметрам датчиков. Алгоритм необходим для создания программного комплекса подвижной роботизированной платформы.
Ключевые слова: подвижные роботизированные платформы, туман, тормозная система, микроконтроллер, датчики, устройство управления, программный комплекс
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.02.08 - Технология машиностроения , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Выбраны и рассчитаны параметры акустической системы: типы волн, используемые при контроле, углы ввода и частоты, в зависимости от природы процесса затухания и ослабления ультразвука. Разработана методика контроля.
Ключевые слова: ультрозвук, частота,процесс затухания, технология,акустическая система
Представлены результаты экспериментального исследования прохождения ультразвукового пучка через изменяемую слоистую структуру с целью получения данных об изменении уровней давления во фронтальном срезе акустического поля. Приведены пространственные характеристики распределения акустического поля после прохождения различных слоев в жидкости. Отмечается не только смещение траектории распространения, но и изменение диаграммы давления во фронтальной области по уровню амплитуды, ширине диаграммы, положению бокового лепестка и его амплитуде.
Ключевые слова: Ультразвук, слоистые среды, экспериментальная установка, преломление.
05.11.17 - Приборы, системы и изделия медицинского назначения
Разарботана математическая модель надводного мини-корабля "Нептун", включая математическую модель исполнительных механизмов. Произведена идентификация параметров математической модели. проведен анализ устойчивости и управляемости надводного мини-корабля по его математической модели.
Ключевые слова: математическая модель, надводный мини-корабль
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
В настоящей работе предлагается подход к реализации системы автоматического управления автономных необитаемых надводных кораблей на примере надводного мини-корабля "Нептун". Синтезированы алгоритмы авторулевого на основе теории управления динамическими объектами, разработанной проф. В.Х. Пшихоповым. Разарботана программа математического моделирования. приведены результаты моделирования, которые подтверждают корректность предлагаемых алгоритмов.
Ключевые слова: авторулевой, надводный мини-корабль, математическое моделирование
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
На основе разработанной ранее математической модели автономного надводного мини-корабля «Нептун» и алгоритмов управления в статье предлагается структура авторулевого надводного мини-корабля «Нептун», реализация на бортовом вычислителе. Приводятся результаты экспериментов. Мини-корабль двигается по заданному курсу с заданной скоростью в автономном режиме, и выполняет задачу позиционирования в точке
Ключевые слова: авторулевой, надводный мини-корабль, математическое моделирование
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
Рассматривается задача повышения энергоэффективности движения электропоезда при преодолении криволинейного участка профиля пути. В работе проведен синтез алгоритмов управления движением, позволяющих экономить энергетические ресурсы по средствам изменения характера движения электропоезда в зависимости от профиля пути. Проведенное моделирование движения электроподвижного состава по предлогаемой модели продемонстрировало снижение потребления энергии в сравнении с номинальным режимом.
Ключевые слова: энергоэффективность, электропоезд, управление движением, алгоритмы управления движением, снижение потребления энергетических ресурсов
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин , 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
Исследуются вопросы распространения акустических волн звукового диапазона вблизи границ раздела сред. Показаны особенности волновых процессов происходящих на границе раздела вода-воздух, связанные с влиянием неоднородных волн. Подробно рассмотрены свойства и параметры плоской неоднородной волны. Приведены математические расчеты коэффициентов прохождения Л.М. Бреховских для сферических и цилиндрических волн через данную границу, позволяющие учесть вклад неоднородной компоненты. Показано, что чем ниже частота излучения источника и чем ближе он расположен к границе раздела вода-воздух, тем выше акустическая прозрачность данной границы
Ключевые слова: неоднородная плоская волна, граница раздела вода-воздух, коэффициент прохождения, длина волны, сферическая волна, акустический импеданс.
В статье рассмотрено решение проблемы передачи видеоизображения по гидроакустическому каналу с высокой скоростью при помощи амплитудной модуляции c использованием ортогональных поднесущих. Представлены результаты экспериментальной проверки метода.
Ключевые слова: гидроакустика, передача видеоизображения, амплитудная модуляция
Рассмотрено применение многоэлементных пьезоэлектрических преобразователей в ультразвуковой скоростной дефектоскопии рельсов. Предложен алгоритм обработки эхо-сигналов от многоэлементных пьезопреобразователей для получения дополнительной информации о положении дефекта, который позволит более обоснованно принять решение о степени его опасности, а также повысить вероятность обнаружения дефектов. Полученный алгоритм реализован в виде пакета программ. Для верификации предложенного алгоритма, проведена серия экспериментов для 4-х элементного наклонного пьезоэлектрического преобразователя выполненных на стандартном образце СО-3Р при различных положениях датчика. При этом установлено, что характер изменения эхо-сигналов позволяет применять предложенный алгоритм для многоэлементных датчиков при скоростной дефектоскопии рельсов. Также установлено, что форма эхо-сигналов на каждом элементе пьезопреобразователя сильно зависит от формы преломляющей призмы и от их взаимного расположения на призме.
Ключевые слова: Многоэлементный пьезоэлектрический преобразователь; ультразвуковые методы; эхо-сигнал; скоростная дефектоскопия
В данной работе обсуждается проблема контроля характеристик гидроакустических приемных антенн многолучевого эхолота. Гидроакустические средства, такие как гидролокатор бокового обзора, профилограф, эхолот, многолучевой эхолот, активно применяются для дистанционного определения параметров сред в целях рационального природопользования. В статье рассматривается методика контроля фазо-частотных характеристик приемных антенн многолучевых эхолотов. Исследуемая методика позволяет проводить измерения фазо-частотных характеристик антенн в гидроакустическом бассейне, размер которого меньше длины ближнего поля приемной антенны.
Ключевые слова: Рациональное природопользование, многолучевой эхолот, исследование дна, гидроакустика
Сведения об авторах выпуска №4 (часть 1), 2012
Ключевые слова: авторы