ivdon3@bk.ru
Вопросы языковой политики, которые находятся в фокусе внимания авторов статьи, неизменно привлекают специалистов в нашей стране и за рубежом. Для того чтобы понять роль языка в жизни общества, необходимо изучить эту проблему с разных ракурсов. Авторы предлагают взглянуть на обозначенную проблему с позиций дискурс-анализа, что позволяет выйти из некоторой методологической неопределенности, формируя более или менее четкую картину возможных лингвистических проблем в полиэтнических регионах. Модели, представленные авторами в рамках теории дискурса, помогают наглядно представить различные измерения актуальных вопросов языковой политики. В этом смысле данная статья представляет попытку концептуально ответить на ряд фундаментальных вопросов, которые неизбежно возникают в многоязычных социумах, и попытаться с помощью полученных ответов снять «лингвистическое напряжение», характерное для этих сообществ.
Ключевые слова: дискурс, дискурс-анализ, национальная идентичность, языковая политика, системный анализ, семантическая матрица, смысловые узлы, дискурсивные практики, групповая динамика, логико-фактологическая цепь, теория дискурса
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
Современная ситуация, сопряженная с массовым внедрением цифровых технологий в образовательный процесс, обусловливает необходимость переосмысления традиционной модели преподавания практически всех дисциплин высших учебных заведений, включая иностранные языки. Данная статья посвящена описанию новой образовательной среды , предназначенной для качественного улучшения преподавания иностранных языков в вузах, а также разработке концептуальной модели профессионального обучения средствами иностранного языка. В статье представлены причины актуализации данного направления в образовании в настоящий момент. Также рассматриваются основные противоречия, с которыми сталкивается современная образовательная система в области преподавания иностранных языков. Преодолеть эти противоречия частично призвана разработанная авторами модель профессионального обучения средствами иностранного языка на примере Южного федерального университета.
Ключевые слова: профессиональное образование, системная подготовка, языковая компетенция, профессиональная компетенция, цифровые технологии, смарт-образование, зона ответственности, цель обучения, средство формирования релевантных компетенций, образовательная платформа
В данной статье предпринята попытка предъявить авторскую символическую модель языка, причем акцент сделан на практической ценности модели для разрешения языковых конфликтов. Также дано веское обоснование возможности символической интерпретации практически любых явлений и предметов действительности, которая может служить методическим ключом к раскодированию единого социокультурного кода. Такой подход может свидетельствовать об открытии нового вектора в понимании природы языковых конфликтов. В приведенной ниже модели можно увидеть много идей, которые могут дать богатый методологический арсенал большой эвристической силы в области разрешения различного рода языковых конфликтов.
Ключевые слова: символическая модель языка, социолект, социокультурный код, лингвокультурное сообщество, языковые конфликты, языковые права, мультикультурализм, дискриминация, языковой сепаратизм, языковая политика
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В данной статье предпринята попытка предъявить авторскую модель воспроизводства социальных сценариев через призму взаимодействия языка с социальной культурой, кроме того дано веское обоснование практической ценности данной модели, которая может служить методическим ключом к раскодированию целых блоков восприятия социального пространства. Такой подход может свидетельствовать об открытии новых модусов в осмыслении социальной действительности. Хотя интерпретация фактов языка характеризуется методологическими трудностями, такое видение может помочь выявить на эмпирическом уровне сдвиги в социокультурной сфере, а также проследить динамику социальных сценариев восприятия действительности различными категориями населения
Ключевые слова: социальный сценарий, смысловое воспроизводство, язык, языковая ситуация, сценарные установки, социальная культура, языковое моделирование, социальный мир, конвенциональность, языковая ситуация
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
В данной статье раскрываются научно-теоретические подходы к изучению социальной проблематики в языковом контексте. Авторы предприняли попытку представить двухмерную модель означивания современного вербального пространства. Данная модель позволяет понять процесс формирования социальных сценариев, закрепляемых в языковом пространстве. Кроме того, разработанная авторами модель снабжает исследователя цельной картиной динамики социальных процессов в обществе, представленных посредством обращения к феномену языка как к универсальному социокультурному коду
Ключевые слова: семиотическая модель, вербальное пространство, социальный сценарий, дискурс, язык, социальное пространство, социокультурный код, социальный феномен, знаковая система
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
Обосновывается представление суммарной эффективности многоступенчатых систем пылеулавливания в реальных условиях их функционирования как случайной величины.
Ключевые слова: Многоступенчатые системы пылеулавливания, суммарная эффективность, случайная величина.
05.23.19 - Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства