ivdon3@bk.ru
Изобретательство в новой науке отличается от изобретательства в технике тем, что изобретаются нематериальные инструменты познания – понятия, принципы, законы. Современному изобретателю новой техники, желающему максимально расширить свой арсенал, необходимы серьезные научные знания, без которых обходились изобретатели колеса, паровой машины и мышеловки. В связи с этим для развития российской инновационной системы необходимо резкое увеличение научно-исследовательской деятельности университетов. В статье рассматриваются примеры научных открытий, которые наглядно показывают, что экономика знаний перспективней сырьевой экономики. И на первое место в приоритетах, следовательно, выходит качественное инженерное образование. В России практически нет программ по инновационному инжинирингу, курс которого был разработан израильскими учеными Климентием Левковым и Олегом Фиговским. Пока он реализован только Открытым Университетом Сколково. В частности, в этом курсе показано, что разработка инновационных продуктов представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Он представляет собой объединённую общей целью инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики. Эта деятельность направлена на реализацию законченных научных исследований и инженерных разработок в виде нового или существенно усовершенствованного и реализуемого на рынке продукта. Результатами инновационной деятельности являются также новые или видоизменённые технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этими изменениями дополнительные научные исследования и разработки. Инновационный инжиниринг основан на системном, целенаправленном и согласованном взаимодействии всех участников инновационного процесса на исполнительском уровне. Однако при реализации инновационной стадии жизненного цикла технической системы центральной фигурой инновационной деятельности является инновационный инженер. Инновационным инженером осуществляется решение задач по созданию функциональной модели (структурно-функционального образа) будущей инновации и её прототипа. Без введения этого курса трудно ожидать прорыва в российском инженерном образовании.
Ключевые слова: инженерное образование, инновационный процесс, инновационный инжиниринг, инновационный инженер.
В первой части статьи рассматривается ряд вопросов, касающихся инженерии. Инженерия- это область научных, технических и технологических знаний, обеспечивающих практическую реализацию идей по совершенствованию среды обитания человека, на всех стадиях жизненного цикла идеи от зарождения до утилизации. Организация и обеспечение условий жизнедеятельности людей определило главную заботу человечества от древнейших общинных формирований до современного мирового сообщества, породило весь спектр видов деятельности человека. Эта же мотивация стояла и у истоков цивилизации. Цивилизация - следующая за варварством ступень развития культуры, которая приучает человека к осознанной организованной деятельности, к целевым, предсказуемым результатам. Инженерная деятельность соответствует этим критериям. Предметом деятельности инженерии является среда обитания человека, исследование и мониторинг её состояния, прогнозирование проблемных ситуаций, организация и осуществление мер совершенствования элементов и среды в целом. Область деятельности инженерии в интересах системы обитания человека - организация и проведение исследования, выявление и разрешение проблемных ситуаций на всех этапах жизненного цикла системы от мировоззренческих взглядов и теорий, фундаментальных и прикладных исследований, инженерно – техническая реализация, встраивание нововведения в действующую систему. Автор статьи призывает к тому, чтобы найти реальные пути в использовании потенциала инженерии, для решения проблем социокультурной среды, как важнейшего фактора формирования культурного уровня общества и личности человека.
Ключевые слова: инженерия, деятельность, цивилизация, социокультурная среда
Рассматриваются вопросы модернизации высшего профессионального образования на основе разработки структуры высокотехнологичной информационно-образовательной среды технического вуза. Осуществлен переход к новой структуре образовательной ИТ-инфраструктуры, нацеленной на формирование открытой образовательной системы, отвечающей современным требованиям к инженерной подготовке.
Ключевые слова: трансформативное обучение, холистический подход, информационно-образовательное пространство, интегрированная система
Основной темой работы является рассмотрение особенностей формирования модели стратегического партнерства государства, работодателей и учреждений системы профессионального образования на российском рынке труда.В данной работе выявлено, что современный российский рынок труда характеризуется наличием дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу в конкретных профессионально-квалификационных группах. Для решения указанной проблемы доказана необходимость совершенствования процесса взаимодействия государства, работодателей и учреждений системы профессионального образования. Проведен сравнительный анализ основных форм партнерства указанных субъектов. Выявлена возможность и необходимость формирования модели стратегического партнерства. Исследованы особенности формирования модели стратегического партнерства на российском рынке труда. Реализация модели стратегического партнерства будет способствовать эффективному, взаимовыгодному и долгосрочному взаимодействию указанных субъектов партнерства на рынке труда.
Ключевые слова: рынок труда, стратегическое партнерство, дисбаланс на рынке труда, государство, работодатели, учреждения системы профессионального образования
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Рассматриваются вопросы профессиональной подготовки инженера с большей нацеленностью на конкретику деятельности в своей области при использовании в единении свойств ''знать, уметь и делать'', нововведения, соответствующие идеалам научности, нравственности и духовности.
Ключевые слова: Система, Среда обитания, Жизненный цикл, Морфологическая карта — матрица, Знать, уметь и делать, Межсистемные связи.
Модифицированный попеременно-треугольный метод вариационного типа применяется для численной реализации двумерной дискретной математической модели движения водной среды. Данная модель построена на основе трехмерной гидростатической модели. Исходными уравнениями, которой являются: уравнение для несжимаемой жидкости, уравнение гидростатики и система уравнений Навье-Стокса. Разработанная модель предназначена для прогнозирования процессов заиливания и воздействия негативных факторов, влияющих на состояние прибрежной зоны и береговых сооружений. В работе представлен алгоритм модифицированного попеременно – треугольного итерационного метода минимальных поправок для расчета сеточных уравнений Приведены результаты численных экспериментов.
Ключевые слова: Итерационные методы, гидродинамика, дискретная модель, сеточные уравнения, система уравнений Навье-Стокса.
Ключевые слова:
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В статье рассмотрены проблемы перспективных направлений развития инженерного образования в условиях развития инновационной экономики. Выявлена роль инженерного образования в системе инновационной деятельности, приведены методические подходы к формированию компетенций специалистов инженерной сферы, проанализированы инновационные технологии обучения.
Ключевые слова: Инновации, инженерное образование, ключевые компетенции, инновационная деятельность, университет, проблемы образования, знания, образовательный стандарт.
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
В статье рассматриваются ключевые проблемы образовательной системы высшего профессионального образования в сфере подготовки инженерного состава нового качества, а именно, т.н. «инновационных инженеров». Автор приводит, в качестве необходимости рассмотрения этого вопроса, современное продвижение общества в сторону VI технологического уклада, который вызовет острую потребность в специалистах такого образа мышления.
В связи с этим, возникает необходимость пересмотра существующей системы оценок квалификационного уровня и творческого потенциала инженеров. Из всего многообразия требований к инженерам вообще и к инновационным инженерам в особенности, основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне и способность находить необходимую информацию и самообучаться. Для решения подобных задач необходимы творческие способности, которые должна развивать и воспитывать современная система инженерного образования. Для этого требуются существенные изменения в её методологической основе. Введение в систему образования метода двумерного обучения, главным принципом которого является ассоциативная привязка изучаемого материала и выполняемых заданий к другим предметным областям, Cистемного инжиниринга и ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) для управления творческим мышлением, позволят решить существенную часть зтой проблемы.
Ключевые слова: инновационный инженер, профессиональная модель инженера, инновации в образовательном процессе, требования к квалификации инженера, системное мышление, квалификационные уровни, инновационный стиль мышления, теория решения изобретательских задач, двумерная модель обучения
Стр. 2-11
Ключевые слова:
Особую актуальность для Российской Федерации приобретает развитие научно-технологического потенциала в целях реализации приоритетных направлений науки, технологий и техники, обеспечения условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны, содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста...