ivdon3@bk.ru
Рассмотрен пример применения стеклопластиковых труб на эпоксидном связующем, при замене стальных труб в системе теплоснабжения. Стеклопластиковые трубы в процессе транспортирования теплоносителя подверглись разрушению в местах сопряжения прямых участков с элементами компенсаторов, а также в местах сопряжения со стальными элементами системы в местах подачи и возврата теплоносителя. Целью работы явилось определение причин разрушения элементов трубопровода. В статье рассматривается влияние степени полимеризации связующего в композиционном материале труб несоответствующей нормативным значениям на работу элементов системы теплоснабжения при прохождении через неё теплоносителя. При устройстве трубопроводов из композиционных материалов на основе термореактивных полимеров работающих в условиях повышенных температур требуется контролировать поставляемую продукцию на соответствие её требованиям нормативной документации с обязательным контролем степени полимеризации связующих.
Ключевые слова: стеклопластиковые трубы, степень полимеризации, усадочные напряжения, показатели качества
В статье исследуются процессы отделения тонких плёнок масляных жидкостей на основе аппаратов роторно-ленточного типа. Произведён анализ взаимодействия жидкостей и рабочего органа. Описана модель образования масляных плёнок и их отделения Проведённые исследования создают предпосылки для разработки инженерных методик расчета конструктивных и режимных параметров роторно-ленточного устройства для образования эмульсионных пленок и очистки водных поверхностей от масляных пленок, что имеет важное экологическое значение.
Ключевые слова: эмульсия, плёнка, аппарат, масляное пятно, вязкость, очистка водной поверхности
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Процесс кавитации является одной из причин преждевременного износа элементов насосного оборудования. Наибольшему износу подвержены элементы насосного колеса. Кроме того, кавитация вызывает такие нежелательные явления как вибрация и шум. Авторами данной статьи предлагается с целью уменьшения кавитационных разрушений и увеличения срока службы насосного оборудования устанавливать на входе в насос делитель потока специальной формы, разбивающий входящий в насос поток на отдельные струи определенной формы и структуры.
Ключевые слова: жидкость, центробежный насос, регулирование, кавитация, поток, пузырь, делитель потока
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В статье рассматривается работа механических абсорберов, где рабочий орган представлен в виде вращающегося цилиндра. Произведён анализ взаимодействия жидкостей и рабочего органа в подобных устройствах. Рассмотрено взаимное влияние слоёв жидкости и действие рабочего органа. Получена оценка силовых факторов динамического слоя, увлекаемого вращающимся цилиндром. Исследование, приведённое в статье, поможет в составлении инженерных методик расчета режимных и конструктивных параметров устройств.
Ключевые слова: абсорбер, эмульсионный слой, капиллярные силы, эмульсия, область статического мениска, капиллярное давление, несмешивающиеся жидкости, вращающийся цилиндр, жидкость, уравнение Навье-Стокса
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
В статье рассматривается процесс распыливания жидких сред, а также предложена математическая модель определения дисперсных характеристик распыливания эмульсий по средством течения двух несмешивающихся жидкостей для расчета основных режимных и конструктивных параметров распылителя.
Ключевые слова: жидкость, рыспыливание, расход, скорость, дозирование
В статье рассматривается принцип образования эмульсии в механических абсорберах, где рабочий орган представлен в виде вращающегося цилиндра. Произведён анализ взаимодействия жидкостей в процессе образования эмульсии. Рассмотрено взаимное влияние слоёв жидкости. Получена оценка внутренних и внешних параметров, характеризующих процесс образования эмульсии. Исследование, приведённое в статье, поможет в составлении инженерных методик расчета режимных и конструктивных параметров устройств.
Ключевые слова: абсорбер, эмульсионный слой, вязкость, плотность, эмульсия, область поверхностного контакта, диссипация энергии, несмешивающиеся жидкости, вращающийся цилиндр, жидкость
05.23.17 - Строительная механика , 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
В статье рассматривается способ переработки диспергированных материалов, а именно проведение процессов во взаимодействующих разреженных потоках и их математическое описание. Рассмотрено влияние стохастической энергии и при моделировании структуры расширяющихся дисперсных потоков и её составляющие. Получены выражения для стохастической энергии, что позволит описать структуру образованных дисперсных потоков. Исследование, приведённое в статье, поможет в составлении инженерных методик расчета режимных и конструктивных параметров устройств.
Ключевые слова: стохастическая энергия, дисперсные потоки, разреженные потоки, смешение, измельчение, сыпучие среды, кинетическая энергия, гидродинамическое воздействие, рассеивание, частица
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 05.23.17 - Строительная механика
В статье рассматриваются вопросы ударного взаимодействия частиц со слоями дисперсного материала различной толщины. Исследуется влияние скорости взаимодействия и толщины подложки на вид и структуру результата столкновения. Установлено, что при небольших скоростях имеет место формирования кратера, при этом частица находится на поверхности подложки. С ростом скорости взаимодействия наблюдается образование короны, а частицы проникают в материал подложки. Опытным путем установлены значения скоростей и толщины подложки, соответствующие началу формирования короны.
Ключевые слова: частица, удар, поток, всплеск, отражение, скорость, струя, сыпучий материал, течение, коэффициент восстановления скорости, подложка
05.23.17 - Строительная механика , 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Регулирование расхода жидких сред в трубопроводных системах осуществляют при помощи различных типов регулирующих клапанов. В нефтедобывающей и химической промышленностях наибольшее распространение получили регулирующие клапаны прямоточного типа. Однако во многих конструкциях клапанов данного типа проблема кавитации решена не окончательно. С целью снижения негативного воздействия кавитации на элементы клапана и трубопровода авторами статьи были предложены и разработаны новые конструкции регулирующих клапанов прямоточного типа организация течения жидкости во внутренних полостях которых позволяет снизить кавитационные эффекты.
Ключевые слова: транспортирование, жидкость, клапан, регулирование, кавитация, поток, арматура
05.23.17 - Строительная механика , 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Выбраны и рассчитаны параметры акустической системы: типы волн, используемые при контроле, углы ввода и частоты, в зависимости от природы процесса затухания и ослабления ультразвука. Разработана методика контроля.
Ключевые слова: ультрозвук, частота,процесс затухания, технология,акустическая система
Предлагается новый метод блочного распознавания инвентарных номеров железнодорожных подвижных единиц, основанный на использовании комитетной нейроиммунной модели классификации. Преимуществом использования такого подхода является отсутствие необходимости формирования выборки отрицательных примеров. Разработанный метод объединяет в себе этапы сегментации и классификации, что позволяет достичь повышенной устойчивости к шуму, возможности сегментации размытых и слипшихся цифр номера, имеющих разные шрифты и начертания, а также инвариантности к существующим изменениям масштаба. Благодаря редукции данных, достигаемой за счет применения механизма иммунной кластеризации, появляется возможность постоянного пополнения обучающей выборки комитета классификаторов новыми статистическими данными для последующего повышения точности классификации. Метод реализован в программном обеспечении системы автоматического распознавания номеров вагонов (АРНВ), которая находится в эксплуатации на сети дорог ОАО «РЖД».
Ключевые слова: Метод блочного распознавания символов, комитетная нейроимунная модель классификации, идентификация, автоматическое распознавание номеров вагонов, дублирующий номер
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Статья посвящена анализу источников и объемов поступления нефтяных компонентов в акваторию Черного моря. Актуальность этой проблемы связана с трансграничным статусом данного водного объекта, обуславливающим сложность подобных работ. Черное море имеет важное транспортное значение и развитый в прибрежной зоне нефтяной комплекс, сочетающийся с огромным рекреационным потенциалом. В результате экосистема подвержена техногенному воздействию. В статье рассмотрены основные природные и антропогенные источники поступления нефтяных компонентов в акваторию Черного моря. Произведен анализ имеющихся опубликованных данных о поступлении нефтяных углеводородов в акваторию Черного моря. На основе результатов собственных экспедиционных исследований и анализа источников поступления поллютанта сделан вывод о хроническом характере нефтяного загрязнения Черного моря. А также вывод о том, что по самым оптимистичным оценкам, поступление нефтяных компонентов в экосистему Черного моря составляет примерно 270 тыс. т в год, что выше принятых в настоящее время значений в 2−2,5 раза.
Ключевые слова: источники, объемы, нефтяные компоненты, Черное море, углеводороды
25.00.27 - Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия , 25.00.36 - Геоэкология
Сведения об авторах выпуска №1 (2014)
Ключевые слова: авторы
Рассматривается предложенный подход к распределению потоков ресурсов. Подход разработан на основе метода пчелиной колонии. Эксперементально определена зависимость погрешности алгоритма от размерности задачи. Показана зависимость распределения ресурсов от числа итераций и мощности роя, и динамика приближения данного распределения к оптимальному.
Ключевые слова: оптимизация, распределение, коллективная адаптация, эволюция, погрешность алгоритма
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
Решение задачи идентификации железнодорожных подвижных единиц является актуальным при переходе от автоматизированных систем управления (АСУ) с ручным вводом данных к среде автоматического моделирования поездной и вагонной ситуации. Наиболее приемлемым с экономической и организационной точек зрения методом идентификации является оптическое распознавание инвентарных номеров подвижных единиц. Однако при использовании такой технологии возникает вопрос о достоверности распознавания. В настоящей статье представлен качественно новый подход к оптической идентификации вагонов, основанный на использовании интегральных устойчивых конструктивных признаков вагонов и позволяющий значительно повысить уровень достоверности распознавания. Действие предлагаемого метода было исследовано на объекте внедрения системы автоматического распознавания номеров вагонов (АРНВ). Проведенные вычислительные эксперименты доказали актуальность применения описываемого метода при оптическом распознавании «слабочитаемых» инвентарных номеров подвижных единиц.
Ключевые слова: АСУ, идентификация номеров, подвижная единица, оптическое распознавание, АРНВ, устойчивые признаки
05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ