ivdon3@bk.ru
Показано, что специфические формы имитационной игры в сочетании с особенностями обучающих процедур в организационных системах предполагают построение адаптируемых имитационных моделей деловых ситуаций. Предложено в процессе проблемного анализа организационных систем использовать когнитивную модель, что позволит, находясь в рамках визуальных топологических описаний, совершать естественный переход от когнитивных к имитационным моделям. Для построения имитационной модели выбрана программная платформа AnyLogic, которая обеспечивает широкие возможности для построения виртуальной образовательной среды с элементами игровой имитации и искусственного интеллекта. Когнитивный анализ игрового процесса обучения показал, что последний должен содержать цикл деловой игры с двумя интерактивными узлами для включения в игру ведущего и игрока. Отмечено, что наиболее востребованы деловые игры, нацеленные на конструирование стилей руководства в условиях конфликта. Поэтому разработана имитационная модель для игрового обучения руководителя противодействию организационному конфликту в рамках вариативности авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Модель использует парадигму системной динамики и выполнена в нотации программной платформы AnyLogic. Для задания правил игры, ведущий в исходном состоянии или при запуске следующего игрового цикла имеет возможность в рамках управления оргструктурой установить характеристики динамики процесса, а также, изменять значения характеристик предконфликтной ситуации. В ответ на развитие конфликта игрок выполняет конструирование соответствующего стиля руководства с помощью доступных ему вспомогательных переменных. В принципе, модель не имеет ограничений для перечня заданий игровых ситуаций ведущим и апробируемых игроком вариантов решений.
Ключевые слова: диверсификация управления, диверсификации производства, финансово-экономические цели диверсификации, производственно-технические цели обеспечения гибкости производства
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
Работа посвящена разработке информационной модели на основе онтологического подхода в рамках образовательного курса. Цель — сокращение времени коммуникации между участниками образовательного процесса: координаторами, студентами и тьюторами. Была сформирована концепция решения, а именно - проведение анализа деятельности координатора курса в чатах «Телеграма» в рамках курса «Цифровой район электрических сетей» сетевого университета «Энерджинет». На основе этого были определены способы сокращения временных затрат с помощью создания телеграм-бота на базе онтологической модели. Метод позволяет сократить временные издержки при коммуникации координатора, тьюторов и студентов. Результаты исследования показали, что чат-бот, построенный на онтологической модели образовательного процесса в рамках онлайн-курса, помогает значительно уменьшить временные издержки на процесс коммуникации в рамках образовательной модели.
Ключевые слова: онтология, сетевая программа, образовательная модель, чат-бот, онтологическая модель, телеграм-бот, онлайн-образование, энергетика, цифровой университет
2.3.4 - Управление в организационных системах , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В данной работе решается задача повышения эффективности образовательной деятельности за счет прогнозирования успеваемости обучающихся на основе внешних и внутренних факторов. Для решения данной задачи построена модель прогнозирования успеваемости обучающихся с использованием языка программирования Python. Исходные данные для построения модели дерева решений взяты с платформы UCI Machine Learning Repository и предварительно обработаны с помощью аналитической платформы Deductor Studio Academic. Приведены результаты работы модели и проведено исследование для оценки эффективности прогнозирования успеваемости обучающихся.
Ключевые слова: прогнозирование, дерево решений, успеваемость обучающихся, влияние факторов, оценка эффективности
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В настоящей работе авторами статьи раскрываются многие актуальные проблемы, связанные с модернизацией инклюзивного образования в России. Авторы работы делают акцент на практике преподавания иностранного языка в высших учебных учреждениях. В статье также представлены модели вовлеченности лиц с ОВЗ, релевантные современной образовательной среде высших учебных заведений. Помимо этого, также дано краткое описание исторической и правовой основы инклюзии в России. Авторы работы на основе проведенного анализа отмечают, что в высших учебных заведениях инклюзивное образование еще находится на стадии формирования. В связи с этим авторы работы делают вывод, что для успешного внедрения инклюзивного образования требуется научно осмыслить проблему и создать методологическую базу.
Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ОВЗ, равный доступ, качественное образование, интеграция, синергия, правовая основа, адаптация
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В статье рассматривается построение алгоритма непараметрической оценки плотности распределения вероятностей переходов для марковской модели динамики численности сотрудников вуза. Решается задача восстановления плотности распределения вероятности перехода по ретроспективной выборке малого объема. Результатом решения является матрица вероятностей перехода, элементы которой суть случайные величины с законами распределения, полученными по ретроспективным данным. Отличительной особенностью алгоритма является одновременный учет областных и функциональных ограничений на значения вероятностей перехода. Экспериментально подтверждена сходимость алгоритма.
Ключевые слова: плотность вероятности, непараметрическая оценка, марковская модель, малые выборки, имитационное моделирование, движение кадров вуза, публикационная активность
1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В статье рассмотрены возможности реализации модели предметно-языкового интегрированного обучения в высших учебных заведениях, причем акцент авторы делают на свой профессиональный опыт внедрения данной модели в Южном федеральном университете для магистрантов. Авторам удалось подробно осветить рабочие варианты CLIL с учетом специфики современного рынка труда. Авторами делается вывод о том, что представленная технология может и должна применяться на практике при соблюдении принципа посильности в восприятии профессионального контента на иностранном языке целевой аудиторией. Такой подход требует от преподавателя гибкости при разработке таких дисциплин, поскольку их предметное содержание адаптируется в зависимости от языкового уровня обучаемых.
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, социальный заказ, билингвальное образование, коммуникативный подход, профессионально-ориентированный контент, дидактические принципы, профессиональный дискурс, адаптация содержания курса, целевая аудитория
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
Статья посвящена разработке компьютерной программы, с помощью которой можно производить моделирование численности проточных и непроточных культур микроорганизмов для учебных целей. В качестве базовой модели роста биомассы взята модель Моно. Для математического описания клеточных популяций использован аппарат обыкновенных дифференциальных уравнений. Так были созданы структура и функционал электронного учебного модуля с его последующей реализацией на языке Python. В результате была разработана лабораторная «Моделирование проточных и непроточных культур микроорганизмов», в форме компьютерной программы, выполняемая в рамках освоения дисциплины «Биофизика» и заключающаяся в изучении основных принципов и методов моделирования процессов развития микроорганизмов в проточных и непроточных культурах. Разработанная программа внедрена в учебный процесс.
Ключевые слова: компьютерная программа, клеточная популяция, биофизика, микроорганизмы, компьютерное моделирование, модель Моно, Python, биомасса, проточные условия, непроточные условия, система уравнений
1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В данной статье определяются основные принципы функционирования чат-бота. Выполнено моделирование последовательности процессов. Статья содержит описание алгоритма работы чат-бота. Для визуализации указанного алгоритма используются диаграммы деятельности и состояний. Представлена физическая модель хранения необходимых для проведения консультации данных. Рассмотрены вопросы нечеткого поиска по ключевым словам. В статье приведено описание процесса исправления ошибок с использованием метрики n-граммных расстояний. Продемонстрировано функционирование чат-бота.
Ключевые слова: чат-бот, диалоговая система, мессенджер, обработка естественного языка, нечеткий поиск, расстояние Дамерау-Левенштейна, n-грамма
1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В данной статье приводятся актуальные определения чат-бота и искусственного интеллекта. Рассмотрены возможности использования чат-ботов в социальной сети «ВКонтакте» для образовательной организации, ориентированной на студентов и их родителей. В статье представлена разработка клиентской части чат-бота, а именно возможности запуска электронного помощника с помощью страницы социальной сети, описание системы хранения данных для чат-бота и серверной части. Приводятся варианты решений для реализации чат-бота и продемонстрировано функционирование чат-бота.
Ключевые слова: чат-бот, веб-сайт, сервер, приложения, социальная сеть, «ВКонтакте», мобильные устройства, искусственный интеллект, компьютерная программа, информация, сообщение
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
Статья посвящена влиянию основных современных образовательных подходов и трендов в области развития наукоемких технологий на процессы формирования научно-образовательных пространств. Рассматриваются компоновочные схемы научно-образовательных комплексов, особенности их композиционных характеристик и функционального наполнения. Выявляются наиболее приемлемые схемы архитектурно-градостроительного формирования таких объектов с точки зрения повышения эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: научно-образовательный комплекс, модель образовательного цикла, архитектурное пространство, функциональная модель
2.1.11 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (архитектура) , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В статье рассматривается проблема замены импортных контроллеров, используемых в учебном процессе, на продукцию отечественного производителя. Ввиду ухода ведущих импортных производителей с российского рынка, кажется разумным исключить их оборудование из образовательных программ вузов. Основой курса «Цифровые системы автоматизации и управления» является изучение различных промышленных контроллеров, среди которых, в ГУАПе, первое место занимает продукция компании Siemens, официально покинувшей российский рынок. Встал вопрос поиска аналогичных контроллеров отечественного производства, при этом производитель не должен зависеть от поставок импортных компонентов. В качестве такого производителя был выбран ОВЕН с их контроллером ПР200. В статье проводится сравнение ПР200 с Siemens LOGO!, показывающее взаимозаменяемость этих контроллеров в учебном процессе. Рассматриваются особенности, достоинства и недостатки сред разработки обоих производителей. А также рассказывается об опыте использования стенда на основе ПР200 в учебном процессе, тем самым доказана возможность полной замены LOGO!.
Ключевые слова: программируемый логический контроллер, программируемое реле, функциональные блоковые диаграммы, подготовка специалистов, замещение импортной продукции, среда разработки
2.3.3 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
Английский язык относится к группе аналитических языков, поэтому важное значение для понимания предложений и словосочетаний имеет порядок слов. Для отработки навыка упорядочивания прилагательных требуется постоянная практика с получением обратной связи. Так как время учителя на проверку заданий ограничено, предлагается использовать обучающую систему с возможностью генерации пошаговой обратной связи, которая поможет студентам довести до автоматизма навык расстановки прилагательных в корректном порядке.
Ключевые слова: обучающая система, онтологическое моделирование, обработка естественного языка, английский язык, порядок прилагательных, гиперонимы, автоматизированная проверка ответов обучаемых
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В работе рассмотрены виды и классификация промышленных пропорционально-интегрально-дифференциальных (ПИД) регуляторов по различным типам и группам. Выделена группа линейных регуляторов, в которую входят ПИД- регуляторы, они наиболее широко используются в различных технических устройствах. Приведены некоторые известные программные комплексы, обеспечивающие расчеты ПИД-регуляторов. Показан переход от математической записи трапецеидального разложения передаточной функция ПИД-регулятора, используемого в опции PID Tune среды Матлаб, к эквивалентной передаточной функции, представленной символьными коэффициентами полиномов числителя и знаменателя. Доказана теорема, показывающая однозначное соответствие между параметрами P, I, D регулятора и коэффициентами полученной передаточной функции. Приведены блок-схемы алгоритмов вычисления коэффициентов передаточной функции (ПФ) по известным значениям параметров регулятора и вычисления коэффициентов передаточной функции по известным значениям параметров регулятора. Рассмотрен иллюстративный пример.
Ключевые слова: ПИД-регулятор, передаточная функция, блок-схема алгоритма, среда Матлаб
2.3.3 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В статье представлены результаты развития исследований в области автоматизированного обучения иностранным языкам (на примере английского языка) на мобильном устройстве с операционной системой IOS. Особенностью разрабатываемой тренажерно-обучающей системы (ТОС) является возможность формирования индивидуального подхода в обучении студентов для повышения качества образования, используя теоретический и практический материал, основываясь на показателях обучающегося. Внедрение ТОС способствует повышению качества образования за счет легкости освоения материала, а также четкого контроля изучаемых тем. Актуальность разработанного приложения обуславливается популярностью и доступностью мобильных устройств, а также высокой перспективностью направления реализации приложений (в частности, в сфере образования и самообразования) для данной платформы.
Ключевые слова: тренажерно-обучающие системы, мобильные устройства, иностранные языки, обучение, мобильное приложение, IOS, Apple, информационные технологии
2.3.4 - Управление в организационных системах , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
В статье рассматривается роль гуманитарного образования в организационной системе при обучении технических специалистов в соответствии с движением к шестому технологическому укладу. Поднимается вопрос, о необходимости создания в условиях цифровизации, новых механизмов обучения и принятия управленческих решений. Доказывается необходимость в создании и развитии нового типа мышления, а именно проективного мышления в техно-гуманитарной среде. Формирование нового типа мышления позволит увеличить полезность деятельности предприятий. В итоге были описаны основные науки гуманистики и определены взаимосвязи между ними, составлена схема прямого и обратного проективного управления, а также описаны возможные пути достижения результата. Сформирован вывод, относительно проекции гуманитарных ценностей на технические аспекты мышления.
Ключевые слова: организационная система, технологический уклад, цифровизация, образование, проективное мышление, техно-гуманитарная среда, гуманистика, полезность
2.3.4 - Управление в организационных системах , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования